Почему 9-й фильм Тарантино лучший в его карьере (без спойлеров)
Почему 9-й фильм Тарантино лучший в его карьере (без спойлеров)
Искусство

Почему 9-й фильм Тарантино лучший в его карьере (без спойлеров)

Вышедший недавно в прокат фильм «Однажды в... Голливуде» уже собрал букет рецензий, причем самых разных. Удивительно, но большинство, если не все рецензенты, смотрели какой-то не тот фильм, который увидел я.

 

 

А вывод очевиден: Тарантино снял свой лучший фильм, более того, итоговый для своей карьеры, но, что самое главное, он является своего рода приговором, эпитафией и поминальным плачем по всему традиционному голливудскому кино, долгое время бывшему стандартом Кино как такового.

«Однажды… в Голливуде»
«Однажды… в Голливуде» («Once Upon a Time in… Hollywood») – американский комедийно-драматический фильм 2019 года. Режиссер Квентин Тарантино снял его по собственному сценарию. Звездный ансамбль актеров возглавляют Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби. События происходят в Лос-Анджелесе в 1969-м. Актерский состав и сюжетные линии смотрятся данью закату Золотого века Голливуда. После премьеры картины 21 мая этого года на Каннском фестивале зрители устроили шестиминутную овацию. В мировой прокат лента вышла 26 июля, в России – 8 августа.

Мне тоже казалось поначалу странным, почему именно Голливуд? Почему Лос-Анджелес? Вот, думал я, захотел Тарантино сэкономить, потому что снимать в Голливуде кино про кино в Голливуде – это очень бюджетно, не нужно никуда ехать и искать специальные локации. Вся локация — вот она, за окном собственного офиса.

Но быстро становится ясным: не в этом дело. Будучи заядлым синеастом, Тарантино давно уже ставит вопрос: зачем Кино? На что способно это искусство, вставшее за последние полтора столетия вровень с традиционными Музами (литература, театр, история и так далее по списку).

В фильме «Бесславные ублюдки» он в какой-то степени решает этот вопрос, в лоб переписывая историю Второй мировой войны, над чем он самоиронично и от души посмеялся в своём 9-м фильме, за что Тарантино уже заслуживает огромный респект.

Жил да был в… Голливуде

Нечто подобное он пытается сделать и в «Однажды в… Голливуде» (название по идее нужно переводить как «Жил да был однажды в Голливуде»). Кто жил? Жили. Двое участников огромной кино-производственной машины: актер и его дублёр-каскадёр.


image description
image description
«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны
| Новости, Общество

«Московские конвенции» как «нормы» агрессивной войны

Россия систематически нарушает Женевские конвенции. «Московские конвенции» по форме напоминают международный оригинал, но отличаются по содержанию. Документальная книга свидетельствует о...

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине
| Искусство, Общество

Туллио Зановелло строит бильд-машину и помогает Украине

Художник и композитор Туллио Зановелло создает мультимедийную бильд-машину, посвященную Украине, и помогает украинским волонтерам. «Швейцария для всех» рассказывает о швейцарском...


Один представляет мир вымышленный, экранный, другой – настоящий. В одном снимаются сериалы про ковбоев с клишированными диалогами, в другом – совсем рядом, под боком, на ранчо, где когда-то снимались эти сериалы, завелась ни больше и ни меньше как банда Мэнсона.

("Once Upon a Time in… Hollywood")
(«Once Upon a Time in… Hollywood»)

Вообще весь фильм тонко пронизан этими дихотомиями-оппозициями реального мира и клишированного киношного: реальный проезд дикого всадника и киношный унылый; реальная книга и книга нереальная; реальное взятие заложника и киношное взятие заложника; киношная молодая (в самом деле прекрасная) девочка-актриса, с которой в ожидании своей очереди беседует герой Ди Каприо (все так называемые «провисания» в фильме – это всего лишь попытка показать, что работа в кино – это нудное ожидание актерами в гриме своей сцены), и её, девочки, живая (потому что она может стать беременной) ипостась Шерон Тейт, олицетворяющая светлую сторону кино-индустрии, искренне радующаяся, что она способна «смех и радость нести людям».

Герой Ди Каприо живет на границе этих миров (сцена, где он снимает сцену из салунного боевика и постоянно забывает текст – одна из лучших в фильме и одна из тех сцен, доказывающих, что Ди Каприо действительно великий актер, которому веришь, по Станиславскому).

Герой Бреда Питта живет полностью в реальном мире. Он, кажется, убил свою жену, которая достала его своей стервозностью, но это не ясно, а вот то, что он может дать по шее самому Брюсу Ли – это точно.

И банда Мэнсона

И вот теперь, внимание, главная сцена фильма (это не спойлер) – гениально снятая сцена посещения героем Бреда Питта старого ранчо, где снимались глупые сериалы, а теперь живут безумные девицы из банды Мэнсона.

("Once Upon a Time in… Hollywood")
(«Once Upon a Time in… Hollywood»)

Кто-то писал, что Тарантино отреагировал на движение metoo? Похоже, да, отреагировал: образ страшных баб-убийц с глазами маньяков, сбившихся в стаю и убежденных в своей правоте – это сильный образ, немного наследующий Мишелю Уэльбеку и его «Элементарным частицам» со всей содержащейся в романе критикой поколения 1968 года.

Но главное не это: на этом ранчо герой Питта находит – само Кино. Оно постарело, оно не понимает, что происходит вокруг, оно потеряло разум, оно Слепо, оно не видит, что у него под боком поселилось Зло, не киношное Зло в лице киношного Гитлера, а настоящее ЗЛО в лице банды Мэнсона, члены которой, разумеется, не имеют гендера, это не мужчины и женщины, это прирожденные убийцы, нелюди, бесы, и сам Дьявол тоже появится в фильме: готовый убивать с киношным Кольтом в руке.

И вот это вот Кино потеряло всякий нюх и валяется в беспамятстве, получая иногда секс-услуги. Сильнейшая метафора и центральная для всего фильма сцена, которую почему-то не увидел пока ни один рецензент.

Каждый делает это

А ведь тем самым Тарантино говорит нам: у нас есть огромная индустрия, у нас есть отлаженные производственные процессы, у нас есть прекрасные актёры, которые блестяще владеют Method acting, автором которого является Станиславский, мы снимаем блестящие эпизоды, которые, однако, как в фильме «Бесславные ублюдки», не складываются в общий нарратив, в некое мета-послание.

Что хочет нам сказать Кино, имея все эти ресурсы и традиции? Ему нечего сказать. И это как раз и есть главное в фильме «Однажды… в Голливуде»: вопрос о том, каково право на существование у Кино в эпоху, когда кино, технически, может делать каждый?

Сам Тарантино дает ответ: наверное, нужно снимать добрые сказки. И еще желательно быть в состоянии поместить зрителя в состояние катарсиса. Который Тарантино удаётся в его 9-м фильме на все сто.

 

 

По сути, в этом фильме Тарантино прощается и с Method acting, в рамках которого актер должен вжиться в роль так, чтобы мы увидели те самые «искренность, выразительность и эмоциональную насыщенность актёрской игры».

Ди Каприо показывает блестящее владение этим методом, но в кино у Тарантино мы «верим» ему в наибольшей степени именно тогда, когда он проделывает путь в обратную сторону, когда он покидает все свои роли с их наклеенными «вот такими мексиканскими усами» и просто превращается в нормального живого человека.

Ну и герой Бреда Пита: убил ли он свою жену? Разумеется, он же сам об этом и говорит. Ведь он живет в реальном мире и ведь он-то и есть добро с кулаками. И собакой!

#

Текст: Игорь Петров

Игорь Петров

Иллюстрации: SonyPicturesRU, Silence Place, «Once Upon a Time in… Hollywood» )

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Марина Охримовская

Комментарий на тему: как сделано кино? Каким образом оно цепляет, теребит за глаза и уши? Дергает за эмоции, чтобы человек пугался, смеялся, плакал, рыдал, хохотал, дрожал от страха и отвращения. Чтобы не зазевался, не уснул во время сеанса односторонней игры с бегущими со скоростью 24 кадра в секунду картинками.

Надо думать, Люк Бессон, причастный к созданию «Леона», «Пятого элемента», «Малавиты» и еще сотни лент, придумал «Анну» специально для топ-модели Саши Лусс. С этой тогда 25-летней русской красавицей 58-летний французский продюсер и режиссер познакомился в 2017-м на съемках «Валериан и город тысячи планет».

– Чего бы ты хотела сыграть, Солнышко?
– Главную русскую всех времен и народов – Анну!

Сказано — сделано! Производством занимается Бессоновская кинокорпорация EuropaCorp. И горячий шпионский триллер на экранах уже в 2019 году. Милости просим дорогие зрители, новинка готова к употреблению – налетай, кто хочет. Что в ней?

Часто необычное, интересное является в свет на стыке вкусов, знаний, искусств. Мне повезло вновь убедиться в этом 22 августа в Литературном клубе в Цюрихе.

Перформанс артиста московского Театра.doc Алексея Юдникова на «Анну» материализовался самостоятельным произведением – ярким, захватывающим, дерзким, гротескным, злободневным. Авторские ремарки, реминисценции, перестрелки вымысла и реальности обличали китчевое, банальное, брутальное, пошлое, штампы и приемы, которыми «волшебный фонарь» грешит в погоне за кассой.

Глаз видит далеко, а мозги дальше. Хотите поспорить? Пусть «Анна» останется со мной в интерпретации Юдникова – пародией на шпионский экшн. В почти двухчасовом путешествии нон-стоп я увидела актерское мастерство, разбор противоречий, трогательное отношение к «важнейшему из искусств». С чуткостью доброго друга «Кино без пленки» подмечало находки, прибамбасы и несуразицы, из которых сверстан фильм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику