Проводник JODU — Сергей Дуброфф
О нем сегодня говорят в связи с картиной «6 000 000». Она посвящена жертвам Холокоста. Знакомьтесь: артист JODU - Сергей Дуброфф.
На холсте размером 14 на 2 метра в касаниях краски — знаках, точках, мазках — художник изобразил шесть миллионов отнятых жизней. Созданию произведения было посвящено семь с половиной напряженных лет. В 2016 году работу выставили в Латвии, в Музее Рижского гетто, где она задержалась почти на год.
Как часто в толчее будней мы задумываемся о гуманитарных катастрофах? Слово «холокост» пришло из Древней Греции и означает «всесожжение». Этот термин с прописной буквы употребляется для обозначения геноцида евреев во время Второй мировой войны. Тогда погибло шесть миллионов евреев Европы. Народ потерял каждого третьего.
Сейчас полотно «6 000 000» на экспозиции в центре Сары Нуссбаум (Sara Nussbaum Zentrum) в немецком городе Кассель, в рамках «Документы» — международной выставки современного искусства. На видео можно посмотреть интервью с Сергеем об этом уникальном произведении, деликатно, лаконично и емко запечатлевшем кричащее, взывающее к поколениям скорбное безмолвие:
Дуброфф увлечен не только патетическим эпосом. Он пишет яркие, броские, поражающие неоднозначностью картины в жанре, который назвал surstract — пишет легко, весело. Лично мне сразу вспоминается вдохновенный Моцарт, но не трагический, а любящий жизнь дерзко, взахлеб, до самозабвения. Пушкинский, из «Маленьких трагедий», до встречи с «черным человеком».
Наверное, картины Сергея могут даже испугать кого-то. Неудивительно – слишком не вписываются они в рутину, в тусклое лицемерие повседневности. Тех, кто заходит в творчестве слишком далеко, может спасти самоирония. Сергей определенно заходит «далеко». Например, вас не шокирует название «Веселые палачи»? Для кого-то, возможно, в этом эпатаж. Но не для Сергея.
Мое впечатление, его художественный язык откровенен и честен, без иносказаний и намеков. Как уловить скрытые смыслы очевидного? Проводником такого напряжения часто становится художник. Проникновение в сущность предметов и явлений, изображение их голой высоковольтной сути без ограничений и условностей отличает искусство Артиста от заурядного, декоративного.
Дуброфф признался, что творческий дар он приобрел еще ребенком, лет в шесть. Он родился в 1976 году в СССР, в семье талантливого живописца Ивана Ботько. Отдыхая летом у бабушки и дедушки, мальчик придумал себе странное развлечение. Натянув рыбацкие сапоги, он уходил на болото, и там, в оцепенении тишины, когда все замирает, вглядывался в душу природы.
Вдыхая дурманящий запах трав, Сергей мог часами сидеть среди покрытых седым мхом кочек и безжизненных деревьев, или неспешно бродил по топкому болоту и учился видеть, чувствовать то, что от взгляда скрыто. Окруженный холодными, блеклыми, серебристо-серыми тонами, он остро ощущал сочную, веселую пульсацию жизни в каждой сухой травинке.
Бабушке эти походы не очень нравились, грозилась не пускать. А дедушка «странности» одобрял. Может, понимал, о чем грезит внук?
Писать картины начал в шестнадцать лет. Судьба подтолкнула, когда переехал в Мюнхен. Как-то гулял в сумерках по улицам и набрел на необычное здание, в его облике было что-то сказочное, таинственное. В некоторых окнах горел свет. Другие были черны и пусты. Повинуясь какому-то порыву, нажал дверной звонок. Открыли. Сергей сказал, что хотел бы снять квартиру. Показали свободную и дали телефон домовладельца.
Уже уходя, Дуброфф заметил распахнутую дверь в подвал – и снова что-то отозвалось в душе. Заглянул – никого, ничего особенного там не было. Длинный коридор с тусклыми лампочками, пустые клети кладовок. И вдруг в одной он заметил два небольших старых деревянных ящика. Стер пыль, открыл – а там… краски! Еще не понимая, не думая – зачем, схватил и быстро – домой, домой!
В то время у художника не было ни подрамника, ни холста. Только одна, непонятно какими судьбами последовавшая за ним в Германию, старая дедушкина кисть. Но разве можно отвлекаться на мелочи? Первую попавшуюся тряпку прибил гвоздями к спинке стула, раскрыл ящички и начал писать! В некоторых тюбиках краска засохла, но в других была жива, жива! Без палитры, разбавителя, облезлой кистью – сотворил свою первую картину…
Ящички-найденыши до сих пор с ним. С новыми красками, конечно!
Истории мною пересказаны со слов самого Сергея. У него много друзей. В Германии о нём собираются снимать документальный фильм. В Мюнхене, городе, ставшим для артиста родным, его поддерживают весьма уважаемые люди.
Подружился с российской актрисой театра и кино Чулпан Хаматовой. Гордится, что его работы в коллекциях русского писателя-сатирика Михаила Жванецкого, скрипача-виртуоза Дэвида Гарретта (David Garrett), знаменитой госпожи Даймлер (Daimler) и многих других.
А еще Сергей Дуброфф по двум номинациям кандидат в Книгу рекордов Гиннесса:
1) самая большая абстрактная картина в мире;
2) самая большая картина, посвященная Холокосту.
Новые дерзкие идеи возникают у художника постоянно. Например, он намерен создать замкнутую картину — по внутренней стороне цилиндрического полотна 2-2,5 метра высотой, 8 метров в диаметре. «Пролетариум». О трудном, унылом, нередко аморальном существовании обитателей социального дна. Помните «Едоков картофеля» Винсента Ван Гога или «Корабль дураков» Иеронима Босха? На ту же тему – современный абсурд и гротеск, циничный, жесткий, наотмашь бьющий…
В биографии Сергея много интересных страниц. У него красивый тенор. Например, в Австрии и Германии его также знают как замечательного Ленского.
С 2007 года Сергей живет в швейцарском городе Люцерне. Сейчас он развивает свой проект о Холокосте — надеется показать «6 000 000» всему миру. Активно пишет surstract картины, организует выставки, прорабатывает новые идеи.
#
Текст: Марина Охримовская
- «С поднебесья никто не спускается…» Дневник СловоНово’24 - 2 октября 2024
- ZFF-20. Охота пуще неволи, или «Русские на войне» - 21 сентября 2024
- СловоНово’24. Перекресток идей и искусств в Черногории - 18 сентября 2024
Менее чем через месяц откроется выставка JODU во Фрибурге. Она будет проходить в Galerie Cathédrale с 8 по 29 октября по адресу: rue du Pont-Suspendu 2, 1700 Fribourg.
Познакомитесь с сайтом Galerie Cathédrale: http://www.galerie-cathedrale.ch/
Редакция Schwingen.net благодарит за идею и материалы Елену Пернэ (Elena Pernet)
JODU – Сергей Дуброфф / JODU – Sergey Dubroff
Учился в Мюнхенской художественной академии, музыкальной консерватории и университете города Грац, Австрия. Его художественный жанр – surstract, а особенность палитры – красочность.
Ссылка на сайт JODU: http://jodu-artist.com/
Фотографии предоставлены JODU – Сергей Дуброфф:
1) «ART RIGA FAIR 2016»
2) «Медикаменты»
3) «Подглядывающий Том»
4) «Без названия»
Поделитесь публикацией с друзьями