В Национальном музее в Цюрихе до 10 января открыта выставка «Человек истощенный» (L’homme épuisé).

 

 

Как идеалы мужественности менялись в течение двух тысячелетий? С точки зрения философии, социологии, медицины? В свидетели привлечены около 200 экспонатов европейской истории. В том числе на выставке «Человек истощенный» в Цюрихе есть сокровища из Лондона, Вены, Парижа.

Но прежде Древняя Греция. Как там жилось? Похоже, что боги были тогда с людьми запанибрата: пировали, ссорились, влюблялись, заводили шашни и семьи. От любви рождались дети. И в венах сына Пелея и морской нимфы Фетиды тоже текла часть божественной крови. Желая отпрыску бессмертия, любящая мамаша окунула младенца головой вниз в воды священного Стикса.

Водная процедура закалила тело, кроме пятки, за которую держали ребёнка. Ахиллу было около пятнадцати, когда объявили войну. Красивый юноша не хотел сражаться, прятался среди девушек в женском платье. Но от судьбы далеко не уйдешь. На поле боя молодой воин много раз проявил смелость и безжалостность к врагам, убил царицу амазонок и влюбился в неё, уже мертвую.

Образ бесстрашного героя противоречив: в нем как бы проявляются изменчивое женское и твердокаменное мужское. Ахилл погибает, сраженный стрелой в ту самую пятку. Жизнь не стоит на месте. И недавние небожители сходят с пьедестала. Новая эра причисляет к бессмертным аутсайдера и мечтателя, мученика, грязного, истощенного. Человеколюбивый, он позволяет неверующим вкладывать персты в его раны.

Сай Твомбли (Cy Twombly), «Месть Ахилла», 1962. © Kunsthaus, Zurich.

Сай Твомбли (Cy Twombly), «Месть Ахилла», 1962. © Kunsthaus, Zurich.

А идеальные пропорции греко-римских статуй развевает ветер времени. Они восстанут из мертвых через тысячелетие и расскажут о мужестве праотцов в новых интерьерах. При этом экспозиция «Человек истощенный» берёт в качестве ключей не времена, а темы. Таким образом в музейных залах все происходит как бы постоянно и одновременно, как при церковном служении.

Обагрено острие на картине «Месть Ахилла», которую американский абстракционист Сай Твомбли создал в 1962 году. Преклоняет колени заблудшая душа в немецкой средневековой деревеньке на гравюре Альбрехта Дюрера. Истекает кровью распятый Иисус на иконе XVI века. Холодеет тело Христа на коленях скорбящей Богоматери на иконе Энди Уорхела века XX.

Что дальше? Средние века наряжают настоящего мужчину в кружевные воротники и металлические доспехи, в гульфики для защиты и украшения репродуктивных органов. Мужество числится среди добродетелей рыцарства, как и мудрость, умеренность, справедливость, и связано с честью. Мужскими идеалами объявляются также терпение (patientia), постоянство, твердость и стойкость.

Жизнь продолжается. А мужчины опять идут убивать и защищать, под знаменами ли Франции, Пруссии, России, Великобритании, Нидерландов, Третьего рейха, Красной армии или другими. Как ловкий шулер, правители вытаскивают мужественность из рукава всякий раз, когда надо отправлять людей на смерть. А мерой доблести становится число человеческих жизней.

Энди Уорхол, «Пьета, скульптура, рельеф», 1976 / 1986, принт, 25,8 x 35,5 cm. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / 2020, ProLitteris, Zurich

Энди Уорхол, «Пьета, скульптура, рельеф», 1976 / 1986, принт, 25,8 x 35,5 cm. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / 2020, ProLitteris, Zurich

Для «Человека истощенного» война как бы элемент мироздания. Чем еще измеряют людей? Происхождение, образование, профессия, семья, интеллект, сексуальность. Плюс неопределенное, экстремальное, куда не ступала нога человека. При всём этом химзащита столетней давности против газовых атак, защита от радиации и биологического заражения (коронавируса) очень похожи на средневековые доспехи.

Так кто же они – сегодняшние боги и полубоги – политики, циркачи, спортсмены, артисты, писатели и художники, ученые, гении информационных технологий? Со своими комплексами Адониса, Геракла, Лота, Эдипа и так далее – со своими уязвимыми ахилловыми сухожилиями и страхом кастрации? «Человек истощенный» в Цюрихе скорее ставит вопросы, чем отвечает на них.

Среди артефактов выставки – «Труп», написанный в основном сюрреалистами Андре Бретоном и Луи Арагоном. Памфлет появился 18 октября 1924 года в ответ на национальные похороны нобелевского лауреата Анатоля Франса. Яростное нападение на мертвеца трактуется как подрыв традиционных скреп, которые олицетворял «идеальный французский литератор».

 

«Этот человек не должен пылить после смерти» («Il ne faut plus que mort cet homme fasse de la poussière». André Breton, Un cadavre, 1924)

 

Эстетика модников и аутсайдеров сталкивается в коридорах XX века, заглядывает «куда нельзя». Ненормальное, шокирующее, постороннее становится генератором новейших революций. Время каждому предлагает счастливый шанс искать гармонию по звездам личного хаоса. Это ли не уникальный случай для аутсайдеров разных полов довериться свободе собственной страсти?

Пожалуй, к одному из самых продаваемых сегодня художников Энди Уорхолу (1928-1987) «Человек истощенный» возвращается чаще других. Вот дерзкий экспериментатор поп-арта на снимке Ричарда Аведона (Richard Avedon) с участниками «Фабрики», где искусство бодро производилось на потоке. А тут дремлет расслабленный на подушке с Дэвидом Бейли (David Bailey).

Роман Зингер (Roman Signer), «Галерея портретов», 1993, фотографии, банки с масляной краской, кнопки звонков, батарейки. © Kunsthaus Zug, Schenkung Peter und Christine Kamm, Inv.-No. 1030.1-16. Photo: Musée national suisse

Роман Зингер (Roman Signer), «Галерея портретов», 1993, фотографии, банки с масляной краской, кнопки звонков, батарейки. © Kunsthaus Zug, Schenkung Peter und Christine Kamm, Inv.-No. 1030.1-16. Photo: Musée national suisse

Кто ещё? Джон Леннон (1940-1980) точно эмбрион прилепился к жене, художнице-авангардистке Йоко Оно на фото Энни Лейбовиц (Annie Leibowitz). Фотокамера Альберта Уотосна (Albert Watson) поймала в 2017 году в фокус артиста балета Сергея Полунина. Новый Нарцисс узнает свое отражение в луже среди грязи на снимке Мэта Коллишоу (Mat Collishaw, 1990). Об «аномальном» – светопись Дианы Арбус (Diane Arbus).

«Человек истощенный» закручивает спираль: молодежная, протестная культура восстают против традиций. А гендерная эмансипация и солидарность с уязвимыми группами общества увеличивают возможности дозволенного. Что там? А там, похоже, бесконечность – множественные измерения меж полюсами бинарной системы. Спектр варьируется от мачо и плейбоя до классического семьянина и человека трансгендерного.

И новый виток. Когда-то великолепная богиня Афродита соединилась с богом торговли и счастливого случая Гермесом и принесла ему двусмысленный дар: Гермафродита. Родился ли он двуполым или боги создали новый организм, соединив душой и телом прекрасного юношу с возлюбленной им нимфой? Имя его, однако, стало нарицательным для обозначения существ, имеющих полярные признаки.

Сейчас до 10 января будущего года мифический Гермафродит спит в Швейцарском Национальном музее в Цюрихе. А в XIX веке его увидел в Лувре молодой французский прозаик и поэт, романтик, предтеча символизма и сюрреализма Лотреамон. Его главное произведение, причудливое и шокирующее, населенное ранее немыслимыми персонажами «Песни Мальдорора» при жизни автора было запрещено.

Через некоторое время он напишет:

«Я заменяю меланхолию отвагой,
сомнение – уверенностью,
отчаяние – надеждой,
озлобленность – добротой,
стенания – чувством долга,
скептицизм – верой,
софизмы – холодным спокойствием
и гордыню – скромностью.»

«Поправленное» направление, увы, оказалось недолгим. Лотреамон умер в возрасте двадцати четырех лет, 24 ноября 1870 года в 8:00 у себя дома. Точная причина безвременной кончины юноши неизвестна. Многие тогда боялись эпидемии в осажденном Париже. Тело спешно погребли во временной могиле, а после перезахоронили неизвестно где.

Гостей встречает измученный борьбой Лаокоон, гибель провидца и его сыновей неизбежна. Это четвертая выставка кураторов Юрия Штайнера (Juri Steiner) и Стефана Цвайфеля (Stefan Zweifel) для Национального музея в Цюрихе. © Musée national suisse

Гостей встречает измученный борьбой Лаокоон, гибель провидца и его сыновей неизбежна. Это четвертая выставка кураторов Юрия Штайнера (Juri Steiner) и Стефана Цвайфеля (Stefan Zweifel) для Национального музея в Цюрихе. © Musée national suisse

А «Песни Мальдорора» воскресли из небытия, обрели множество почитателей и оказали огромное влияние на французских символистов и мировое искусство. Заметим, что полный перевод «Песен Мальдорора» на русский язык появился лишь в конце XX века. Таким образом, как бы ни были запутаны спирали истории, получается, что свет надежды всегда находит дорогу к людям.

#

Марина Охримовская

Изображения:

Мифический Гермафродит спит до 10 января 2021 года в Национальном музее в Цюрихе. © Musée national suisse

Сай Твомбли (Cy Twombly), «Месть Ахилла», 1962. © Kunsthaus, Zurich.

Энди Уорхол, «Пьета, скульптура, рельеф», 1976 / 1986, принт, 25,8 x 35,5 cm. © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. / 2020, ProLitteris, Zurich

Роман Зингер (Roman Signer), «Галерея портретов», 1993, фотографии, банки с масляной краской, кнопки звонков, батарейки. © Kunsthaus Zug, Schenkung Peter und Christine Kamm, Inv.-No. 1030.1-16. Photo: Musée national suisse

Гостей встречает измученный борьбой Лаокоон, гибель провидца и его сыновей неизбежна. Это четвертая выставка кураторов Юрия Штайнера (Juri Steiner) и Стефана Цвайфеля (Stefan Zweifel) для Национального музея в Цюрихе. © Musée national suisse

Дополнительно:

https://www.landesmuseum.ch/

https://www.andrebreton.fr/work/56600100143070

https://librebook.me/pesni_maldorora/vol1/2

Narcissus

 

Комментарий через Facebook