ZFF-19. «20 дней в Мариуполе» и еще 147 фильмов в Цюрихе
Международный кинофестиваль Zurich Film Festival - ZFF пройдет нынче осенью в Цюрихе в девятнадцатый раз. За одиннадцать дней с 28 сентября по 8 октября людям покажут полторы сотни художественных, документальных и детских кинокартин из пятидесяти стран. России среди них нет. А русский язык и искусство - есть.
ZFF — «фестиваль фестивалей» в Швейцарии — знакомит гостей с шедеврами мирового художественного и документального кино и новыми талантливыми именами. В этом году в Цюрихе покажут сто сорок восемь фильмов, среди них пятьдесят две мировые и европейские премьеры, столько же работ молодых авторов, восемнадцать сюжетов из Швейцарии. Кинозалы фестиваля обычно переполнены — 18-й ZFF насчитал сто тридцать семь тысяч визитов.
Новости киноискусства в Цюрихе хорошо узнавать на гостеприимном сайте события, где есть программа с удобными поисковыми фильтрами, сведения о награжденных (главный приз ZFF называется «Золотой глаз» — Golden Eye), подробности о фильмах и их авторах, даты показов, адреса кинотеатров и продаются билеты. «Швейцария для всех» привлекает внимание к кинокартинам, в которых герои говорят в том числе на украинском и русском языках.
«В зеркале заднего вида»
В фильме Мачека Хамелы (Maciek Hamela) «В зеркале заднего вида» звучит украинская, польская, русская, английская, французская речь. Субтитры на английском и немецком.
«Какие красивые дома… их вообще не бомбили», — говорит девушка, любуясь видами родного края из окна движущегося микроавтобуса. Она одна из более чем 400 пассажиров, которые в разные дни оказались в «Фольксвагене» Мачека Хамелы после 24 февраля 2022 года. Украинские дети, женщины, пожилые люди бросили родные дома, чтобы спастись от российской агрессии. А режиссер-документалист помогает им пересечь границу с Польшей. При этом беспристрастная камера записывает события путешествия. Хотя война России против Украины как таковая за пределами фокуса, сердце щемит перед лицом беды. 85 документальных минут озаряют искры надежды.
Мачек Хамела (Maciek Hamela) родился в Варшаве. Учился в Сорбонне и Международной киношколе (EICAR) в Париже. Давно сотрудничает с Британской вещательной корпорацией BBC. Два года назад документальная короткометражка режиссера Татьяны Чистовой по сценарию Хамела «Будьте здоровы!» (Bless You!) о тревогах постсоветских людей во время коронавируса выиграла премию Doc Alliance Award на фестивале в Каннах.
«20 дней в Мариуполе»
Украина номинировала «20 дней в Мариуполе» режиссера Мстислава Чернова на «Оскар» в конкурсе «Лучший международный полнометражный фильм». Будет ли он в шорт-листе Американской академии кинематографических искусств и наук, мир узнает 21 декабря. А пятерых финалистов назовут в лос-анджелеском Dolby Theatre будущей весной 10 марта на 95-й церемонии «Оскара». Можно сказать уверенно, что фильмов из страны-агрессора России там не будет.
«20 дней в Мариуполе» сжаты в полтора часа на украинском, английском, русском, английские субтитры. Мировая премьера была в январе на американском фестивале «Сандэнс» (Sundance Film Festival), где документальный фильм получил приз World Cinema. К тому же за репортажи из горящего в войне Мариуполя Мстислав Чернов и фотограф Евгений Малолетка вместе с коллегами Василисой Степаненко и Лори Хиннант (Lori Hinnant) награждены Пулитцеровской премией.
Журналисты и фотокоры как сотрудники информационного агентства Associated Press находились в 400-тысячном пограничном городе на Азовском побережье и записывали на камеры, как российская армия после 24 февраля 2022 года уничтожала мирную жизнь. После монтажа получился документальный рассказ от первого лица о мужестве защитников Мариуполя, людской трагедии, военных преступлениях российской армии в Украине. На экране — менее трех недель. А кровопролитные бои в Мариуполе шли почти три месяца.
После жестоких сражений, по приказу Президента Украины Владимира Зеленского, окруженные украинские военнослужащие прекратили оборону, чтобы спаси жизни, и сдались в плен на металлургическом комбинате «Азовсталь». По предварительным оценкам, в Мариуполе погибли около 25 000 человек, потери среди мирного населения могут быть втрое больше. Война России против Украины продолжается. И мир еще увидит, как Украина освободит Мариуполь и всю свою землю от российских оккупантов.
«Королевство»
Автор 102-минутной киноленты «Королевство» Агния Галданова изучала журналистику в Российском государственном социальном университете в Москве. Затем продолжила образование в Берлинской киношколе MetFilm, Школе документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова. Это второй полнометражный документальный фильм Галдановой. Первый вышел три года назад под названием «Чуть-чуть вперед, чуть-чуть назад».
История Гены из дальневосточного Магадана дает представление о жизни человека в путинской России, если его художественные идеи отличаются от того, что одобряют тоталитарное государство и агрессивное мракобесие. Переехав в Москву, Гена Марвин как трансвестит хочет изменить представления общества о красоте и странности, заявляет о свободе творчества и протесте против гонений людей ЛГБТК+. В России квир-искусство постоянно под угрозой агрессии — неправосудная власть арестовывает творческого человека. Кинокартина в равной мере представляет портрет харизматичной личности, образ жизни в далеком провинциальном городе на суровом северо-востоке страны и непростые отношения Гены с близкими людьми. Языки — русский и английский, английские и немецкие субтитры.
«Варвара»
Полуторачасовой художественный сюжет «Варвара» обращается к зрителям на румынском, итальянском, китайском, русском, субтитры английские и немецкие. Фильм режиссера Анатола Дурбалэ (Anatol Durbală) о том, каково быть белой вороной в мире, где заправляют приспособленчество и малодушие, и о цене, которую человек с убеждениями вынужден платить за свободу совести.
Саша работает в отопительной компании. Когда его жена рожает на два месяца раньше срока, он пытается собрать деньги, чтобы спасти недоношенного малыша. Несмотря на тяжелую ситуацию, Саша отказывается от взяток, атмосфера накаляется. Жена не понимает упрямство мужа. И тут вмешивается судьба: герой должен обеспечить отопление для церкви, для чего надо уничтожить фреску с изображением Мадонны. Надеясь спасти своё представление о поведении Человека, Саша начинает обманывать людей. Драма противопоставляет мир одной живой души цинизму и высокомерию «сильных мира сего».
Анатол Дурбалэ — актёр, монтажёр, режиссёр, звезда молдавского телевидения. Он изучал театр и актерское мастерство в Москве и посещал курсы монтажа в Нью-Йорке. Его первый полнометражный фильм «Какой чудесный мир» вышел на экраны в 2014 году и получил приз ФИПРЕССИ на Варшавском кинофестивале. «Варвара» — вторая полнометражная кинокартина Дурбалэ как режиссера.
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
Изображения:
«20 дней в Мариуполе», кадр из фильма. Режиссер Мстислав Чернов. Украина, 2023 г. (© 20daysinmariupol.com)
«В зеркале заднего вида» (In the Rearview) Режиссер Мачек Хамела. Польша, Франция, Украина, 2023 г. Трейлер, YouTube
«20 дней в Мариуполе» (20 Days in Mariupol). Режиссер Мстислав Чернов. Украина, 2023 г. Трейлер, YouTube
Королевство (Queendom). Режиссер Агния Галаданова. США, Франция, 2023 г. Трейлер YouTube
Варвара (Varvara). Режиссер Анатол Дурбалэ. Молдова, Румыния, 2023 г. Трейлер, YouTube
Послесловие
8 октября завершился международный кинофестиваль Zurich Film Festival. Этой осенью ZFF прошел в Цюрихе в девятнадцатый раз. За 11 дней с 28 сентября показали 150 художественных, документальных и детских кинокартин из 50 стран, в том числе было 52 мировых и европейских премьеры. Как сообщают организаторы, мероприятие посетили 130 тыс. кинозрителей, на сеансах 102 фильмов присутствовали режиссеры.
В конкурсе документального кино на главный приз ZFF «Золотой глаз» претендовали 14 кинокартин. Победителем в этой категории стал фильм «In the Rearview» Мачека Хамелы (Maciek Hamela), производство Польша, Франция, Украина (2023 г.).
Мотивы жюри: «Жюри выбрало фильм, в котором использован минималистский и эффектный стиль, чтобы засвидетельствовать беспредельные крайности войны. Прозаический мир, терзаемый катастрофами, выражается в эмоциях, избегая пафоса».
Специального упоминания жюри в конкурсе документальных фильмов ZFF-19 и приза зрительских симпатий удостоился пронзительной красоты и деликатности «Queendom» режиссера Агнии Галдановой (Agniia Galdanova), производство США, Франция (2023 г.).
Жюри конкурса документальных фильмов ZFF:
Feras Fayyad (président du jury) / réalisateur , producteur et auteur / Syrie
Monica Lazurean-Gorgan / productrice et documentariste / Roumanie
Claudio Cea / monteur et producteur / Suisse, Italie
Crystal Moselle / réalisatrice / États-Unis
Shaunak Sen / réalisateur et spécialiste du cinéma / Inde
В секции «Border Lines» показали «20 дней в Мариуполе» режиссера Мстислава Чернова. Это страшное свидетельство жесточайших страданий людей и одновременно крайнего цинизма российской власти, заявлявшей о фейках.
Документальный «Восточный фронт» режиссера Виталия Манского тоже о страданиях людей и животных во время войны, о доверии и взаимопомощи между людьми, которые помогают защитникам Украины, выносят раненых военнослужащих с фронта и доставляют их в больницы.
Украина выдвинула «20 дней в Мариуполе» на «Оскар».
«Восточного фронта» в программе ZFF не было. Возможно из-за того, что в одном из эпизодов испугавшийся человек убивает собаку, в другом — разрушенная российскими обстрелами ферма, трупы коров и еще живые коровы и телята, обреченные войной на мучительную смерть. Кинематографические чистоплюи ZFF закрывают глаза на пугающую реальность войны России против Украины и демократии.
Абсолютно согласна с друзьями, что если бы зарубежные и русские медиа за границей, вместо бесконечных интервью, дискуссий и т.п., распространяли бы такие фильмы на своих ресурсах, это реально повлияло бы на настроения и образ мыслей населения как Российской Федерации, так и других стран. Надо полагать, у международных фондов и т.д. достаточно средств, чтобы выкупить лицензии и передать такие кинокартины в общественное пользование.
Отменить в Швейцарии показ фильма Романа Полански «Дворец» в резкой форме потребовал редактор по культуре Tages-Anzeiger Pascal Blum. Большинство читателей написали в откликах, что теперь обязательно посмотрят фильм и предложили отменить критика (https://www.tagesanzeiger.ch/the-palace-von-roman-polanski-fuer-diesen-film-muesste-man-polanski-canceln-393801483452).
Новая кинокартина легенды кинематографа (в августе создатель «Китайского квартала», «Пианиста» и др. фильмов отметил 90-летие) — зубастая сатира на сверхбогатых и сверхкрасивых, которые собрались встречать Новый год в швейцарском Гштаде. Персонал роскошного отеля The Palace лезет из кожи, чтобы одарить чудесных гостей восторгами. Полански хорошо знает «бражку мира», он и сам варился в ней, у него в этой горнолыжной швейцарской деревне на высоте 1050 метров своё шале.
В сатире Романа Полански «Дворец» в частности снялись британский актер Джон Клиз в роли техасского бизнесмена Артура Уильяма Далласа III, французская звезда Фанни Ардан, роль русского гостя сыграл Александр Петров (Гоголь в сериале «Гоголь» режиссера Егора Баранова).
https://zff.com/en/movies/the-palace
Объявленный бюджет картины — 17 млн евро.
Кинокартина «20 дней в Мариуполе» режиссера Мстислава Чернова выиграла «Оскар» в конкурсе «Лучший документальный полнометражный фильм». Это первый украинский фильм, получивший такую награду.
«Это первый «Оскар» в истории Украины. Я благодарен. Наверное, я буду первым режиссером на этой сцене, кто не хотел бы делать такой фильм, — сказал Мстислав Чернов на церемонии награждения. — Я хотел бы обменять этот «Оскар» на то, чтобы Россия больше никогда не нападала на Украину, никогда не оккупировала наши города, чтобы россияне не убивали десятки тысяч моих сограждан в Украине. Я отдал бы эту награду, чтобы освободить всех пленных, солдат, которые защищали нашу землю, освободить всех мирных наших граждан из российских тюрем. Я не могу изменить историю, изменить прошлое. Но мы сейчас находимся, может быть, среди самых талантливых людей мира. И мы вместе можем исправить историю, сделать так, чтобы правда победила. Чтобы погибшие жители Мариуполя и их защитники никогда не были забыты. Потому что кино формирует воспоминания, а они творят историю. Благодарю всех! Благодарю Украину! Слава Украине!»