Екатерина Марголис. Согласные против гласных — суть любой диктатуры
«Советская власть всегда любила аббревиатуры. В скоплении согласных и подавлении гласных суть любой диктатуры». Екатерина Марголис. Толковый словарик антивоенного россиянина. 17 июля 2023 г. (© schwingen.net)
Литклуб, Общество

Екатерина Марголис. Согласные против гласных — суть любой диктатуры

Толковый словарик антивоенного россиянина составила художница и писательница Екатерина Марголис. Карманное пособие с чувством расставляет наблюдения за прениями в части российского пространства после начала полномасштабного вторжения России в Украину и открыто для предложений и дополнений.

А-агрессор

Россия — агрессор. Украина — жертва агрессии. Россияне по умолчанию (by default) — представители страны-агрессора. Это не выбор и не приговор, но объективный факт. Это также не дискриминация, а естественное следствие вторжения России в Украину, которое многие россияне не выбирали, но ещё меньше его выбирали украинцы, в отношении которых военные из России продолжают совершать преступления агрессии, военные преступления, геноцид. Именно поэтому любые публичные oбсуждения россиянами вне зависимости от убеждений любых внутриукраинских дел на фоне военного вторжения на территорию суверенного государства следует рассматривать как акт со-агрессии: вербальной, лингвистической, моральной, культурной.

Б-«быть против войны»

Быть против преступной войны, против убийств, насилия, воровства, мародерства — базовая моральная человеческая норма, а не особая заслуга и тем более не повод для дополнительных бенефитов (в том числе моральных). Быть против войны для россиян необходимое, но не достаточное условие. Внутри РФ в условиях репрессий это, безусловно, само по себе ценно. Однако в эмиграции только однозначная поддержка Украины, желание скорейшего поражения РФ и победы Украины в этой войне, последовательное, а не однократное заявление этой позиции — в том числе в публичном пространстве, через социальные сети, участие в манифестациях и протестах и соответствующие поступки — работа на эту победу и помощь Украине (во всем спектре от помощи беженцам до донатов Вооруженным силам Украины) могут считаться минимально достаточным подтверждением этой позиции.

В-война

В отличие от представлений многих антивоенных россиян, война в Украине началась не 24 февраля 2022-го, а в 2014 году. 24 февраля 2022-го началась её новая фаза: «большая война» или «полномасштабное вторжение». Уважение к этому историческому факту и этим формулировкам есть одно из звеньев уважения к Украине, её жертвам и её героическому сопротивлению рашизму (см. также В-вина в статье О-ответственность).
Г-государство (см. также Р-рашизм)

Государство РФ является преступным не само по себе как некая абстракция, а руками, головами, поступками и сознанием многих своих граждан. Степень соучастия разная — от прямого коллаборационизма до равнодушия. Но она есть. Соответственно, есть и О-ответственность за ведущийся в Украине геноцид, даже если международному правосудию его еще предстоит доказать. Убийства людей только за то, что они украинцы, уничтожение культуры, государственности, языка — цель преступной власти РФ в Украине. Это не побочные явления, а основная цель. Антивоенному россиянину свойственно полностью отделять себя от государства, однако не стоит забывать, что внешний мир видит его/её иначе, а также, что за жизнью при растущем постепенно репрессивном режиме стоит неизбежно цепь собственных компромиссов и взаимодействий с государством.

Г-ГУЛАГ

ГУЛАГ — основа российского государства, общества и менталитета — от языка до блатной морали, внутренней несвободы, в том числе патологической зависимости от «зоны комфорта», где первое обеспечивает второе, а также нормализация жизни «по понятиям», а не по закону. Весь этот комплекс многие россияне вывозят в своих головах и при переезде в другие страны (см. Э-эмиграция).


image description
image description

Д-деколонизация

(см. И-имперство)

Д-двуязычие Украины

Двуязычие Украины — внутреннее дело Украины. Русскоязычие украинцев не имеет никакого отношение к россиянам и имперскому русскому языку и его навязыванию Украине на протяжении столетий. Сознательные граждане страны-агрессора не должны публично обсуждать лингвистические и политические решения независимой страны-жертвы их агрессии, если имеют минимум совести и такта и не могут остановить убийства, начатые ровно под этим предлогом: «защита русского языка и прав русскоязычного населения». Русскоязычные украинцы одинаково не нуждаются в «защите своих прав» как со стороны Путина, так и со стороны антивоенных россиян. Украина разберётся сама. Это отдельная, суверенная, независимая страна.

Е-«если Евтушенко против колхозов, то я за»

Логика несвободы и бинарного инфантильного протестного выбора — наследие СССР и несвободы. Взрослые свободные люди ею не руководствуются. Так Путин и его режим не являются точкой отсчёта в свободном мире — ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Если нам кажется, что какое-то не связанное с Россией явление и заявление «на руку Путину», это говорит только о нашей внутренней оптике и об узости и руссоцентричности нашего взгляда на мир (см. И-имперство).

Ж- жизнь другого

Она имеет абсолютную ценность и никак не зависит от моего к ней отношения.

Ж-жертва

(В-Виктимность)

Жертвы этой войны — украинцы. Они заплатили уже тысячи жизней за защиту права людей на свободу и жизнь, за независимость и свободу Украины. Продолжающиеся почти ежедневно российские обстрелы мирных украинских городов уносят новые жизни, не говоря уж о защитниках Украины, о цвете нации на поле боя. Попытка антипутинских россиян (особенно в эмиграции) выставлять себя жертвами и бороться за права жертвы есть само по себе акт агрессии и неуважения к тысячам людей, которые погибли от рук россиян.

З-Запад

Плоды цивилизации, комфорт и безопасность есть продукт развития и построения ценностей западного общества. В комплексе-коктейле с завистью/зависимостью российское имперство как идея нередко морально проявляется и к странам западной Европы и Америки со стороны приехавших (переехавших) туда россиян. Обычно перечень претензий российских переселенцев к коренным жителям длинный, если упрощенно: «они тупые/ленивые/не напрягаются/наивные/у них плохое образование/неудобная банковская система» и т. д. Непонимание ценностных основ западноевропейского уклада, уважения к любой личности и защиты прав, а также незнание местной традиции (и нежелание признать её равной собственной), распорядка дня и уклада разных стран часто приводит россиян в недоумение и раздражение, как и уважение к труду и праву труженика на личную жизнь.

И-имперство

Имперство есть часть традиционно усвоенного на протяжении российской истории ощущения собственной исключительности (от «особого пути», «таинственной русской души» до «великой русской культуры» и прочих имперских, политических, исторических и культурных нарративов), права на доминирование, превосходство (от интеллектуального до военного) над другими народами внутри РФ и по отношению к её ближайшим соседям — Грузии, Армении, Казахстану, Молдове, странам Балтии и другим, отношения к ним в душе как к «недогосударствам»; национальный эгоцентризм и убежденность в особых правах и правилах для себя.

Неотрефлексированная собственная вшитая имперская идентичность и её исторические корни, непризнанная и непроработанная историческая вина за агрессию, аннексии и преступления прошлого делает значительную часть нынешних россиян носителями той же наследственной хронической болезни и одновременно ответственными за её прямые последствия — от бытового шовинизма до агрессивной имперской войны. Имперство может проявлять себя в разных формах — оно может быть идеологией, а может быть подсознательной нормой и картиной мира.

Признаком понимания/признания имперской составляющей в себе есть невозможность «я»-высказывания: человек не может сказать о себе «я не имперец», пока это не будет верифицировано свидетельствами жертв имперской политики и шовинизма. Антидотом к императиву и лечением по выходу из него является деколонизация — политическая, культурная, историческая работа по преодолению этого наследия в мировоззрении, в сознании, в поступках, в речи и гарантия неповторения агрессии в будущем.

К-колониализм

(также: культурный колониализм, культура отмены/cancel culture, см. также И-имперство выше)

Навязывание своей культурной повестки, неравномерность доступа к ресурсам (сценам, аудитории, публики), продвижение и пропаганда руссоцентричного взгляда на культуру других народов (в том числе славянских), восприятие бывших республик СССР не как независимых стран со своей культурой, а как курортных и вахтовых зон, собственных культурных и природных ресурсов с флёром местной «туземной» этнографической, музыкально-народно-прикладной, гастрономической экзотики. Не говорите: «поехать в Грузию поесть хинкали», а уж тем более «бывала в Киеве, обожаю галушки». Ибо культура отмены, как и сама война — прямое следствие такого отношения к другому.

Л-лингвистическое пособие по употреблению русского языка в разговоре о войне

Краткий разговорник:

Не говори «погибли» — говори «убили». Говори, кто убил.
Не говори «жертва» — говори «убитый».
Не говори «трагедия» — говори «война России против Украины».
Не говори «две стороны кофликта» — говори «агрессор и жертва».
Не употребляй безличные конструкции там, где есть субъект и исполнитель.
Никаких «случилось», «рухнула», «сгорел», «прорвало». Недавний пример «хорошего.ру» благотворителя: «Мы помогаем украинским детям. У них там детскую площадку разбомбило». Разбомбили россияне. Взорвали россияне. Убили россияне.
Не прячься за безличность от боли и ответственности.
Назвать по имени — первый шаг.
Активный залог — залог будущего.
Не пользуйся словами врага.

Диктатура, фашизм, беззаконие и безнаказанность занимают весь предоставленный объем. Не верь в органичную ограниченность зла, если на его пути не ставить препятствия и линии сопротивления, в том числе на уровне слов — оно тотально, но будет всегда выдавать себя за отдельные частные случаи. Лукавые «частичные мобилизации» и «ограниченные контингенты» — маркеры тоталитаризма. То же происходит и с внутренней жизнью.


image description
image description

Советская власть всегда любила аббревиатуры. В cкоплении согласных и подавлении гласных суть любой диктатуры.

Запомни: если мы говорим СВО — мы соучастники. Если мы говорим СВО — мы говорим голосом и языком агрессора. Проглотив эту аббревиатуру, мы глотаем яд. СВО — придумали за нас те, кто придумал эту войну. Это слово-враньё, слово-прикрытие преступлений. Не говори СВО — лучше не говори ничего.

Точно так же, если мы говорим ДНР/ЛНР — мы соучаствуем в оккупации. Мы легитимизируем её своими словами. Мы признаем несуществующие сущности существующими. Мы присоединяемся к агрессору.

Если спустя год войны «мы.ру» говорит «мы все страдаем от путинского режима» — мы не поняли главного.

Страдаем от режима мы, украинцы же — сражаются против рашизма (см. Р-рашизм).

Не говори никогда «наши мальчики». Это а) не мальчики; б) их профессия — убивать людей на чужой земле. Они стали соучастниками преступления в момент перехода границы Украины. Эти «мальчики» могут стать объектом нашей заботы и попечения только после сдачи в плен и ответа перед судом за участие в военных преступлениях. Степень их вины и меру наказания определит суд. Потом сможем носить им передачи и читать вслух Толстого и Достоевского.

Если мы говорим «победа Украины — залог будущего России» — мы расписываемся в квитанции об оплате своего будущего за счет чужих жизней и граждан другой страны, на которую наша напала.

Слова тоже могут быть поступками. В лингвистике такие части речи человека (клятвы, обещания, предупреждения, приказания) называются перформативы. Когда речевой акт, обозначающий действие, им и является. Например, сказать «прости» означает просить прощения. Сказать «я виноват перед тобою и хочу сделать все, чтоб это хоть как-то исправить» — это покаяние.

Не говори слова — говори правду.
Если же цена за неё тебе не по силам — лучше промолчи.
Произнеси ее внутри себя или глядя в зеркало.

М-Москва

Москва — столица рашистского государства. Всё, что происходит сейчас в Москве в картине внешнего мира равно примерно Берлину-1943. Эту оптику нужно иметь в виду, особенно обсуждая публично бурную культурную, театральную или любую другую жизнь вне контекста войны РФ с Украиной. Этого делать не стоит.

Н-«новые евреи»

Системная позиция и поза жертвы, свойственная в первую очередь российской интеллигенции. Исторически привычка быть евреями, во-первых, действительно отражает тот факт, что сформированная после революции советская (впоследствии и антисоветская) интеллигенция состоит в основном из евреев. Это сразу задает высокий внутренний коэффициент виктимности, уходящий корнями в семейные истории дореволюционных притеснений и погромов, черты оседлости и т. д., помноженный на фактор слепых сталинских репрессий, в том числе и деятелей культуры (режиссеров, писателей, поэтов — мы их всех знаем и помним), и целиком еврейских сообществ (еврейский театр, искусство, общины), и случайных рядовых евреев, и евреев из руководящих советских кадров — не только радостно принявших революцию как перспективу обретения, наконец, полных прав после системного антисемитизма, дискриминации и погромов Российской империи, но и активно участвовавших в революционных действиях (в том числе в новом насилии над ее противниками) — всё, что затем было возведено в новую степень историей Второй мировой войны и Холокоста — и наконец, делом врачей и последующим нараставшим государственным антисемитизмом (об этом своем самоощущении я писала 20 лет назад в эссе о Музее Холокоста в Вашингтоне). 

Для нееврейской части интеллигенции революция+сталинизм+последующее задавливание всех творческих свобод тоталитарным государством сравняли внутренний коэффициент виктимности с еврейским. И прежде, и особенно с началом полномасштабного вторжения РФ в Украину, это историческое ощущение себя жертвой быстро и комфортно адаптировалось сознанием (или подсознанием) многих представителей российской интеллигенции для исключения себя из неприятного множества под названием «агрессор».

С началом вторжения многие антивоенные россияне нашли в себе «внутреннего еврея». Не этнического, а ролевого. И принялись продвигать виктимный нарратив и нередко агрессивно сражаться им за свою неподсудность и неответственность за злодеяния соотечественников в Украине, переводя фокус внимания с геноцида, творимого российскими агрессорами, и его жертв на себя, как «тоже жертв того же режима», и используя для этого все те же исторически установленные принципы доминирования, имперские привилегии и возможности влияния, изначально от этого же неравномерно распределенные ресурсы, инерцию клише и общих мест мифологии и, соответственно, сложившейся руссоцентричной оптики и русофильство Запада.

О-ответственность

Ответственность (в отличие от вины) обращена в будущее. Взятие ответственности — это субъектный акт взрослого человека. Желательно добровольный, однако при определённых условиях в отсутствии собственной воли к ответственности можно привлечь извне. Как обязательство платить алименты, например, может исходить из внутреннего императива и быть добровольным, однако в случае отсутствия внутреннего императива становится внешним — и алименты взыскиваются через суд.

Боязнь и избегание ответственности — признак инфантилизма как общества в целом, так и отдельного человека. Настаивая агрессивно на собственной непричастности и полнейшей собственной невиновности перед лицом чудовищных преступлений наших соотечественников, мы признаемся лишь в страхе перед ответственностью. Надо думать, что такое отношение — историческое следствие российской (советской) травмированности не в одном поколении, результат жизни в условиях неконтролируемого внешнего произвола и разрешённого насилия (от семьи и детского сада/школы до публичного пространства, социальной допустимости вербальной агрессии в общественной и частной жизни до декриминализированного домашнего и бытового насилия, ксенофобии, мизогинии и других форм шовинизма: от институций вплоть до армии; также ГУЛАГО-морфизма всей страны, работающей на всех уровнях по модели лагерной зоны — от языка до жизни «по понятиям»).

Однако глубинный российский комплекс нарциссизма-виктимности-инфантилизма безответственности требует осознания именно сейчас особенно остро. Как и нарастающее подспудное чувство вины, принимающее форму агрессии по отношению к тем, кто на нее указывает. Отвечать придётся. В будущем — юридически и материально через репарации. А пока что — морально, подкрепляя это соответствующими действиями, заявлениям и поступками. Куда как продуктивнее признать это чувство вины и работать на претворение его в ответственность за будущее.

Коллективная ответственность не есть слепая репрессивная мера (само такое представление или понимание её как таковой есть симптом и следствие той же травмированной виктимности). Коллективная ответственность — это совокупность последствий собственной ответственности. Как сбор налогов — общая обязанность каждого гражданина для успешного функционирования страны. При этом ответственность — внутренняя морально-этическая категория и не зависит от перемещения в пространстве и геолокации. Она не снимается от пересечения КПП.


image description
image description

П-политические заключенные

Политические заключенные — люди внутри РФ, подвергнутые режимом репрессиям за свои взгляды, которые совершенно не обязательно являются а) демократическими и б) поддерживающими Украину. Политические заключенные нуждаются в безусловной защите и борьбе мирового сообщества за их освобождения (вне зависимости от их взглядов), но именно в виду своей личной смелости и немногочисленности не могут считаться аргументом невиновности и непричастности россиян к войне в целом (даже если сами политзаключенные часто придерживаются этой позиции). Политические заключенные являются жертвами режима, но не являются этическим эталоном.

Р-рашизм

Циничный, агрессивный, человеконенавистнический тоталитарный режим РФ. Рашизм не просто русский фашизм: он похож на фашизм в основных своих чертах, но и отличается по целому ряду признаков. Рашизм — архаичный по сути режим, при этом во многом опирающийся на достижения мировой науки и технологий и злоупотребление ими. От фейков, дезинформации и вбросов через социальные сети, манипулирования общественным мнением, «фабрики троллей», вмешательства в международные дела, политику, выборы до использования новейших технологий для ведения своей внешней агрессивной политики. Рашизм — не оскорбление и не ругательство, а юридический термин, принятый Верховной Радой Украины, а также используемый такими учеными как Тимоти Снайдер и другими западными исследователями.

С-Слава Украине! Отвечай: Героям слава!

Т-Тимоти Снайдер

Timothy Snyder: «The Making of Modern Ukraine» (Тимоти Снайдер. «Создание современной Украины»). Курс популярных лекций ведущего мирового эксперта, получивший уже более миллиона просмотров и, на мой взгляд, очень полезный для антивоенных россиян.

У-Украина

Независимая страна, ставшая жертвой российской военной агрессии. Антивоенному россиянину следует помнить, что мир видел чудовищные преступления в отношении украинцев, совершенных людьми, которые тоже называют себя россиянами, что каждый день от российских ракет и дронов погибают мирные жители Украины, а на фронте гибнет цвет украинской нации, люди, не выбиравшие военного образа жизни, защищающие то, что принадлежит им по праву: жизнь близких, свободу и ценности. Поэтому антивоенному россиянину в любых обстоятельствах следует помнить, что украинцы, сражающиеся за свою страну: а) ничего никому не должны, особенно не должны россиянам; б) не давать украинцам и законно избранным властям Украины советов, рекомендаций ни по какому поводу. В Украине идет Отечественная война против российских оккупантов.

Ф-факты и фейки

Чтобы формировать собственный взгляд на факты и фейки, события и судьбы, прошлое, настоящее и будущее, антивоенному россиянину хорошо бы пользоваться разными источниками информации, заботиться о гигиене мыслей и чувств.

Х-й

Координата направления навигации русского военного корабля. Бывает полезна в качестве таковой и разным россиянам, в том числе антивоенным, чтобы лучше ориентироваться в информационном пространстве.

Х-«хороший русский»

Россиянин, который ощущает себя таковым, ибо он/она за всё хорошее, против войны и Путина, и именно поэтому не хочет ничего менять, пересматривать в себе и искать корни нынешнего зла в том числе и в собственной идентичности. Он(а) занят собой и своей ролью (часто преувеличенной) в борьбе с режимом и не видит никакой проблемы в себе. «Хороший русский» часто против войны, но маргинализирует Украину. «Хорошие русские» поддерживают друг друга по принципу закрытого сообщества, в котором любая критика «своих» — табу и предательство, создавая ощущение собственной избранности и неподсудности на фоне «однозначного путинского зла». «Хорошие русские» не воспринимают и внешнюю критику, вместо этого, не прибегая к аргументам, любят объявлять ее пропагандой в пользу Путина и «проектом ФСБ», переходят на личности и хамство и часто сами используют именно пропагандистскую клишированную лексику в отношении своих оппонентов («клеймит», «разжигает ненависть», «белое пальто», «святоша», «клика», «секта», «ИГИЛ» и т. п.).

Ц-цель

Цель «хороших русских» не демонтаж империи и имперства, не искорение рашизма в собственных согражданах и голова, а апологетический проект «Прекрасная Россия Будущего», который в части отсутствия собственной субъектности и ответственности мало отличается от обывательского «чтоб это закончилось и всё было, как раньше».

Ч-чувства

Чувства — это не придаток к человеку, не пена на воде, а значительная и неотъемлемая и структурная часть функциональной личности. Эмоциональный интеллект требует развития и поддержания в форме точно так же, как рациональный. Сентиментальность не замена чувствам, но может стать их эрзацем. Сентиментальность — это не высшая деятельность, а эмоциональная физиология. Такие чувства как ярость, гнев и ненависть — естественная реакция на преступления, убийства людей. Эти чувства легитимны и человечны, а их отсутствие перед лицом Аушвитца или Бучи — напротив, симптом внутренней мерзлоты и бесчеловечности. Псевдопацифизм, «возьмёмся за руки друзья», «не нужно сжигать мосты» (это на фоне тысяч буквально сожженных людей), «расчеловечивание» — такого рода риторика всегда и исключительно исходит из России (точнее, от россиян вне зависимости от места дислокации) и никогда из Украины.

Отчасти это самозащита от страшной правды непоправимости происшедшего и содеянного, отчасти традиционный нарратив — самозащита малой группы перед лицом репрессий, но в основе этого отрицания легитимности гнева/ярости/ненависти и фальшивого культа «позитива» — продолжение всё того же культа неотрефлексированной лагерной сентиментальности. Это не случайность, а закономерное продолжение уголовного сознания и блатной парадигмы общества (см. Г-ГУЛАГ).

См. у немецко-британского журналиста Себастьяна Хафнера в «Истории одного немца»: «В мире и даже специально в литературном мире почти не заметили того обстоятельства, что в Германии в 1934-1938 годах было написано так много воспоминаний о детстве, семейных романов, книжек с описанием природы, пейзажной лирики, нежных изящнейших вещичек, литературных игрушек, как никогда прежде… Книжки, полные овечьих колокольцев, полевых цветов, счастья летних детских каникул, первой любви, запаха сказок, печных яблок и рождественских ëлок, — литература чрезмерной назойливой задушевности и вневременности как по свисту хлынула на полки книжных магазинов в самый разгар погромов, шествий, строительства оборонных заводов и концлагерей…»

И ещё раз см. у советского и российского литературоведа и культуролога Юрия Лотмана: «Мне приходилось соприкасаться с уголовным миром. Фольклор уголовного мира всегда сентиментален, поэтому герой называет себя «бедный мальчонка». При этом сентиментальность обыкновенно сочетается с жестокостью, даже, более того, это подразумевает. Представление обидчика, что он обиженный. Отсюда обычная норма хамского поведения (…) в этой психологии, глубоко ущербной, есть представление о том, что весь мир меня обижает, и я, на самом деле не нападающая сторона, я бедный защищающийся». Это важно помнить.

Ш-шутки

Шутки по поводу войны, Президента Украины Владимира Зеленского, военно-политического руководства Украины являются прерогативой украинцев, и совершенно неуместны и бестактны из уст россиян. Даже антивоенных.

Щ-щи

Щи жидки всегда не тем, кому мелок жемчуг. Пропорции важно держать перед внутренним взором (см. также Ж-жертва).

Э-эмиграция

Это выбор, но не панацея. В отличие от релокации, несущей в себе коннотации временности, легкости и создающей ощущение свободного и практического, а не этического выбора, эмиграция предполагает выбор более долговременный и содержательный. Дорогой антивоенный релокант/эмигрант, ответь себе на вопрос: каковы минимально достаточные условия твоего возвращения в Россию? Смерть Путина? Прекращение военных действий? Смена режима? Гаага и военный трибунал над военными преступниками и зачинщиками войны? Люстрация? Свободные выборы? Никогда снова — never again? От ответа на эти вопросы зависит понимание собственной этической позиции в этой войне. И степень эмпатии по отношению к Украине (см. ниже Э-эмпатия)

Э-эмпатия

Эмпатия не равна жалости. Эмпатия не просто сентиментальная реакция, она предполагает усилие понимания и примерки ситуации на себя во всех подробностях и деталях. Эмпатия, со-чувствие — это принципиальное равенство (на твоем месте мог быть я), а не способ доминирования. Когда антивоенные россияне помогают и сочувствуют украинцам, это не дает им никаких дополнительных привилегий или прав учить, указывать или вмешиваться во внутренние дела Украины и украинцев (см., например, Д-двуязычие Украины).

Ю-you — (ТЫ) и Я

«Если Я обращен, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать — непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод. <…> Пока распростерт надо мной небосвод Ты, ветры причинности сворачиваются клубком у моих ног, и колесо судьбы останавливается. <…> Ибо Ты больше, чем знает Оно. Ты совершает больше и претерпевает больше, чем знает Оно. Сюда не проникает никакая ложь: здесь — колыбель Подлинной Жизни.» (Мартин Бубер «Я и Ты»).

Екатерина Марголис

Изображение:

«Советская власть всегда любила аббревиатуры. В скоплении согласных и подавлении гласных суть любой диктатуры». Екатерина Марголис. Толковый словарик антивоенного россиянина. 17 июля 2023 г. (© schwingen.net)

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику

Ещё один страх
| Литклуб

Ещё один страх

— Подсудимый приговаривается к трансплантации страха. Количество страхов равно четырём. Содержание страхов является секретной информацией в течение всего десятилетнего срока...