Мужчина приходит к женщине. Премьера в театре «Synthese»
Мужчина приходит к женщине, потому что… У театральных героев есть истории. Одну недавно талантливо рассказали в Цюрихе. Режиссер Анжелика Оберхольцер-Смирнова поставила в театре-студии «Synthese» спектакль «Титановая ведьма» по пьесе Влады Ольховской и сыграла в нём главную роль.
А вы заметили, что истории театральных героев начинаются задолго до того, как они выходят на сцену?
Исходное событие
Например, отец принца Гамлета убит собственным братом ещё до начала спектакля. Ромео ещё не пылает нежной страстью к Джульетте, а Монтекки и Капулетти уже заклятые враги. В «Ревизоре» чинуши капитально проворовались, дико боятся правосудия, а у страха глаза велики.
Этот чудесный трюк называется исходное событие. Оно заводит пружину сюжета ещё до сцены, заряжает героев мыслями и чувствами, наделяет представление энергией действия. В прошлом веке легендарный театральный режиссер и педагог Георгий Товстоногов окрестил исходное событие эмоциональным камертоном спектакля.
А в России XXI века театральный термин стал частью названия независимого международного конкурса современной драматургии. Его основала в 2017 году режиссер и актриса, художественный руководитель московского драматического театра «Большая медведица» Валерия Приходченко.
Новинки XXI века
В жюри конкурса «Исходное событие — XXI век» — драматурги и театральные критики, режиссеры и театральные педагоги из России и Литвы, а из Швейцарии — создатель и руководитель театра и студии-мастерской «Synthese» Анжелика Оберхольцер-Смирнова. Талантов в мире много. Ежегодно на конкурс из разных стран присылают около четырехсот пьес на русском языке. Новинки доступны на сайте конкурса.
Сотрудничество конкурса драматургии «Исходное событие — XXI век» и швейцарского театра «Synthese» развивается успешно. В начале нынешнего года итогом эксперимента онлайн стало видео «Барбетт одевается» по пьесе Марии Малухиной. Летом в Цюрихе прошла мировая премьера спектакля «Жалкие» по антиутопии Елены Ерпылевой (отклик интернет-журнала «Швейцария для всех» читаем здесь).
А премьера спектакля «Титановая ведьма» по одноименной пьесе Влады Ольховской в конце осени обозначила открытие швейцарского филиала творческой лаборатории «Кафедра драматургии — XXI век» и Международного конкурса современной драматургии «Исходное событие — XXI век».
О чем же рассказали актеры русской студии «Synthese» 23 и 24 ноября на сцене театра Weisser Wind?
Красное и черное
За спектаклем лучше всего ходить в театр. Сохраняя интригу, отметим штрихи. На красное и черное убранство камерной сцены зрителям разрешается смотреть ещё до начала действа. Пять актеров сыграют пять характеров, Алла Киефер прочтёт ремарки. Такой прием помогает ухватить и раздразнить воображение зрителя, вовлечь его в театральные перипетии. Почему это важно?
Потому что, если артистам исходное событие давно известно, то публике оно открывается к концу последнего акта. Для того театр и включает на полную мощность органы чувств: поимка замысла потребует от зрителя труда души. И не только. Например, на диване разлегся красный чёрт. Какая его роль? Смотрите постановку «Титановая ведьма» русской студии театра «Synthese».
И свет, и звук
Или театральные свет и звук. Роли у них всегда большие. И в «Титановой ведьме» тоже. Меломаны легко узнают в музыкальном фрагменте тему конфликта двух веронских родов из балета Сергея Прокофьева. Танго «Утомленное солнце» из золотого фонда эстрадной песни включит улыбки. А от вальса Петра Чайковского к балету «Щелкунчик» защемит сердце. Так и раскачивается настроение до слез. А начиналось смехом.
Мошеннику Виктору (Янис Белевич) присудили ухаживать за женщиной с ограниченными возможностями Мартой (Анжелика Оберхольцер-Смирнова). Отношения главных героев развиваются на протяжении двух актов по пятьдесят минут. Притом периодически возникает иллюзия, что сюжет крутит вселенское сальто-мортале где-то вовне, что люди лишь статисты на сцене повседневности. Почти как в жизни.
И слово, и дело
Происходит так потому, что в «Титановой ведьме» слово и дело существуют как бы параллельно. Зрителю сообщается «в пассивном залоге», что суровое наказание заменили «уходом за человеком с ограниченными возможностями». Бизнесвумен Кате (Мария Рэнч) прислали чужие письма. Платон (Антон Жерздев) — тот еще подарок для тех, кому не с кем танцевать. У гладко причесанной Татьяны (Александра Туманова) есть страшные тайны в шкафу. И тому подобное.
Сталкиваясь периодически в одном доме, герои рассказывают друг о друге и о себе. Вдобавок характеры и мизансцены написаны почти что сегодняшним днем. И слово за слово обнажаются тяжелые камни на душе. А в итоге кульминации возникает парадоксальная картина, в которой правых нет. Или всё-таки есть? Всё смешалось в доме Марты…
Пока герои размышляют, как им жить-быть дальше, зрителям самое время порассуждать об ограниченных возможностях.
И охотник, и добыча
Белорусская писательница и драматург Влада Ольховская отправила пьесу на конкурс «Исходное событие — XXI век» в 2019 году. О локдаунах тогда и не мечтали. Зато теперь коронавирус в воздухе витает. К тому же пандемия заставляет нас ограничиваться скоро третий год. Беречь свое здоровье и людей, которые рядом. Повышать иммунитет. Изобретать новое лекарство, чтобы дышалось свободно полной грудью. Жить с легким сердцем. Можно продолжать, но вернемся в театр.
Когда главный режиссер-случай круто меняет сюжет, смыслы способны открываться по-новому. Человек думал, что достиг желаемого, что уже синица в руках. А тут вдруг выясняется, что выглядевшее значимым — ничтожно. Что цель была ненастоящая, ложная, а ловкий охотник давно сам стал добычей. Об этом и спектакль «Титановая ведьма» русской студии театра «Synthese».
А что увидели вы?
Следите за интересными новинками наступающего года на сайте швейцарского тетра «Synthese».
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
- Восемь любящих женщин ищут убийцу - 24 апреля 2024
- Кто убил веру? Премьера в интернациональном театре «Synthese» - 27 апреля 2023
- Меленькие звериные трагедии. В Цюрихе на русском языке - 28 марта 2023
Изображения:
Анжелика Оберхольцер-Смирнова в образе Марты в спектакле «Титановая ведьма». Русская студия театра «Synthese», Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
Порой видимое более загадочно, чем скрытое от наших глаз. Русская студия театра «Synthese», Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
А может, мы созданы друг для друга? Русская студия театра «Synthese», Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
Чем кончится игра? Смотрите спектакль «Титановая ведьма» русской студии швейцарского театра «Synthese». Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
Кто дерётся, а кто смеётся. Сцена из спектакля «Титановая ведьма» русской студии театра «Synthese». Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
Публика наградила любимых артистов цветами и аплодисментами. Русская студия театра «Synthese», Цюрих, 23 ноября 2021 г. (© Lucy Koenig)
Поделитесь публикацией с друзьями