Продать душу и узнать будущее в Национальном музее в Цюрихе
Народный герой Швейцарии Вильгельм Телль - реальность или вымысел? Что общего у легенды о «Черном пауке» с войнами и эпидемиями? Откуда в Швейцарии драконы? Взгляд в прошлое и будущее на выставке «Альпийские легенды» в Национальном музее в Цюрихе.
О чём бы ни рассказывали в Швейцарском национальном музее, в первую очередь это всегда — о людях, на этот раз — кропотливых собирателях, хранителях чудесного альпийского фольклора, преданных почитателях сурового и прекрасного родного края. Небольшая по объему и ценная по содержанию бытописательская выставка до 23 апреля приглашает в увлекательное путешествие по следам альпийских легенд.
Прежде всего, что такое легенда и чем она отличается от сказки? Если сказка ложь, да в ней намек, то легенда ведет себя так, будто события, о которых сообщается, случились с людьми на самом деле. Правдоподобные легендарные приключения происходят в конкретном месте и времени, хотя могут включать и чудеса.
Легенда охотно делится опытом и как бы поучает человека. Важная для национального самосознания, она бережно хранима людьми, хоть ей не чужды и новые веяния. Так было или не было? Вопрос не праздный. Например, историчность швейцарского народного героя Вильгельма Телля мудрецы оспаривали столетиями. К какому же выводу они пришли?
Жил-был Вильгельм Телль
Жил-был семьсот лет назад в кантоне Ури хороший крестьянин Вильгельм Телль. В те юные годы трудолюбивые, добросердечные, простые швейцарские люди томились под игом Австрии и Священной Римской империи. Репрессии и дурь власть имущих нарастали. Дошло до того, что в 1307 году в Альтдорфе прохожие должны были кланяться шляпе австрийского герцога на шесте. А Телль прямо так и сказал: «Не буду!» Меняются тысячелетия, а нравы прежние — свобода и достоинство ценятся высоко и в 2023 году.
Наместник Гесслер разгневался, но обещал помиловать бунтовщика, если тот со ста шагов попадет из арбалета в яблоко на голове своего шестилетнего сына. Телль отказался. Тогда коварный Гесслер пригрозил, что стрелять будет один из его лучников. Телль выстрелил, попал в плод яблони и заявил, что если бы стрела поразила ребенка, то следующая досталась бы Гесслеру. Дерзкому угрожает тюрьма до конца его дней. По пути к месту заключения он бежит, подстерегает злого наместника на горной дороге и убивает его. После чего угнетенные восстают против тиранов.
Швейцарский хронист Ганс Шрибер (Hans Schriber) в 1470-1472 гг. доверяет передающуюся из уст в уста легенду бумаге в Белой книге Зарнена (Weisse Buch von Sarnen). История свободолюбия трогает души читателей и писателей. И становится широко разрекламированным политическим символом после того, как немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер (1759-1805) издает в 1804 году свою драму «Вильгельм Телль»: сегодня в Национальном музее в Цюрихе можно увидеть собрание сочинений Шиллера в книге 1807 года выпуска.
Точно такой, но другой
Существовали ли взаправду шляпа австрийского герцога, злодейства Гесслера, яблоко на голове мальчика, снайперский выстрел отважного стрелка? Суд истории медлит доверять словам, требуя более убедительных доказательств. На выставке «Альпийские легенды» в Цюрихе есть настоящий арбалет. Доподлинно известно, что в Швейцарии в середине XVII века на вооружении были точно такие. Однако, пока не доказано, что именно из этого стрелял Вильгельм Телль.
До сих пор ищут и свидетельства личности Телля или убийства судебного пристава по имени Гесслер. Судьба главной освободительной швейцарской саги прослеживается лишь до последней трети XV века, то есть её исток удален более чем на полтора столетия от описываемых событий. До наших дней дошли стародавние графические изображения сцены выстрела в яблоко (на выставке есть цветная картинка 1507 г.), но и они появились позже, чем фольклорный раритет.
Подлинность Телля смущала пытливых еще 400 лет назад. Витали идеи, что борец за независимость швейцарского народа перекочевал в местный фольклор из датского или саксонского. Анонимный трактат на эту тему в 1760-м сжигают в кантоне Ури в назидание маловерным. Заново открытая через столетие Белая книга Зарнена подбрасывает мотивацию в огонь спорщиков. Решение далось трудно: лишь после 1945-го ученые единодушно отнесли сагу о Телле к легендарным.
Чума на оба дома
В отличие от истории Вильгельма Телля, история черного паука была легендарной с самого начала. Веками её передавали от деда к внуку. В 1842 году швейцарский писатель Иеремия Готхельф (Jeremias Gotthelf) превратил бесценную швейцарскую премудрость в поучительную христианскую новеллу о борьбе добра и зла. Притом первородный ужас перед непостижимым дошел до наших просвещенных дней в целости и сохранности.
Суть там в том, что Кристина ради блага деревни по собственной инициативе заключает сделку с дьяволом. За помощь тот требует некрещенного младенца. Договор скреплен поцелуем на щеке дерзкой женщины. Кристина надеется обмануть злую силу, но не на того напала. А на месте поцелуя возникает черная метка в виде паука. Чем больше обман, тем больше черных пауков. Они разбегаются по округе и убивают скот: пора платить.
Но люди игнорируют предупреждение, спасая своих младенцев от дьявола, быстренько крестят их. Святая вода попадает на заколдованную Кристину, и она превращается в черного паука, бегает, где ни попадя, убивает зверей и людей, простых и знатных, даже ряса священника не защищает человека. К счастью, бог сверху видит все: ядовитого черного паука ловят и ценою жизни берут под контроль. В швейцарское сообщество возвращается благополучие.
Искусствоведы называют «Черного паука» среди важных предков пугающей сверхъестественной фантастики XX века. Чумной сюжет вдохновлял композиторов, деятелей театра и кино. Сообщество, сбитое своенравным лидером в трудные времена с верного пути, и тема коллективной вины приобрели новую актуальность после Второй мировой войны. Эпидемия коронавируса, а теперь и война России против Украины вновь оживили черного паука.
Швейцарские драконы
Если в черном пауке легко разглядеть художественный образ болезней тела и души, то со швейцарскими драконами не все так очевидно. Были ли в Швейцарии такие создания? Как они выглядели? Куда делись? Может быть, ответят потомки? Изображения драконов, как и сведения о людях, которые изучали и записывали швейцарский фольклор, легко найти в Цюрихе на выставке «Альпийские легенды».
Рассказы о драконах наряду с описанием швейцарских ледников и окаменелостей можно прочесть в научных манускриптах потомственного врача из Цюриха Иоганна Якоба Шойхцера (Johann Jakob Scheuchzer), который был к тому же заядлым туристом и натуралистом. Сомнения не помешали ученому мужу зарисовывать невиданных существ со слов очевидцев. Змееподобные, крылатые, они похожи на китайских.
А политик и профессор университета во Фрибурге Каспар Декуртинс (Caspar Decurtins) родился в 1855 году в Туне и умер там же в 1916-м. Пристрастный исследователь культуры и истории родного города и ретороманского языка (на котором и сегодня говорит 0,6% населения Швейцарии) Декуртинс руководил изданием «Ретороманской хрестоматии» (Rätoromanischen Chrestomathie). 13-томное собрание вместило пять веков литературы, множество швейцарских сказок и легенд, разумеется, и про драконов.
Всегда и везде
Мы едва прикоснулись к роскошному культурному достоянию, где на страницах книг и в памяти людской среди изумрудных швейцарских лугов и сверкающих льдами алмазных вершин обитает заключающее в себе тайну: феи и духи, эльфы и ведьмы, где дьявол помогает людям сажать деревья и строить мосты, а горные потоки ревут как драконы. Но даже самые длинные поверия имеют конец, а музейные экскурсии тем более.
Поделимся еще одной легендой, а остальные ждут любознательных до предпоследнего апрельского воскресенья в Национальном музее в Цюрихе, а также в любой миг в библиотеках и книжных магазинах, театрах и кинотеатрах, альпийских путешествиях, везде, где человек готов открыть душу науке и искусству, фантазии и озарению.
Итак, в некотором царстве, альпийском государстве жил скупой пастух. Он жил на плодородной горе, коровы его ели досыта, он упивался молоком и объедался сыром, а люди в долине голодали. Пастух был глух к чужой беде и издевался над своей матерью, когда та поднялась к нему из долины, чтобы поучить сына уму-разуму. Женщина прокляла спесивца за жестокосердие. Возмездие не замедлило себя ждать: цветущий склон обернулся гибельным из камня и льда.
Не верите? Поезжайте и убедитесь сами. Поезжайте к горному массиву Блюмлизальп (Blüemlisalp) в Бернских Альпах. Наука не даст соврать: чем выше горы, тем ближе небо, а там до него от уровня моря 3660 метров. И камни, и лёд. А когда-то, говорят, там на тучных лугах паслись коровы, и пастух купался как сыр в масле. А теперь в ясную ночь можно услышать дикий рёв обречённых коров и леденящие душу вопли грешника: вот как бывает со злыми людьми.
Подобно золотым солнечным лучам, легенды и другие премудрости светят человеку из прошлого, чтобы озарить, предвосхитить будущее.
Пленить душу
В Национальном музее в Цюрихе шесть постоянных экспозиций и несколько временных: богатая швейцарская история, археология, идеи, опыт избирательного права, более 7000 удивительных экспонатов хвастаются швейцарским мастерством за последнее тысячелетие, артефакты и ультрасовременные инсталляции на выставке «Просто Цюрих», путешествия во времени на ковре-самолете ждут детей и взрослых.
Хранители несметных сокровищ щедро предлагают гостям уникальные знания. Всё тут устроено так, чтобы раздразнить глаза, уши, вкус, обоняние, осязание, чувство пространства и времени человека, пленить его душу. С билетом за 10 франков по лабиринтам роскошного краеведческого дворца напротив главного железнодорожного вокзала Цюриха можно бродить сутки напролет, позабыв о тысячелетии на дворе.
#
- Виталий Манский: «Русским на войне» не место на красной дорожке» - 9 октября 2024
- «С поднебесья никто не спускается…» Дневник СловоНово’24 - 2 октября 2024
- ZFF-20. Охота пуще неволи, или «Русские на войне» - 21 сентября 2024
Изображения:
Если сказка ложь, да в ней намек, то в легендах почти все взаправду. Горный поток ревет, точно дракон, хитроумная ведьма крутит шашни с самим чертом, чумная паутина черного паука пленяет новые жертвы, а гордые и меткие стрелки живут не только в отрогах Альп. Вид на выставку «Альпийские легенды» в Национальном музее в Цюрихе. 8 марта 2023 г. (© schwingen.net)
Черные силуэты на бумаге изображают легендарную сцену из истории Вильгельма Телля, 1820–1830 гг. (© Schweizerisches Nationalmuseum Landesmuseum Zürich)
Из такого же арбалета, только другого стрелял в яблоко на голове своего сына легендарный швейцарский герой Вильгельм Телль. Национальный музей в Цюрихе, Швейцария. 8 марта 2023 г. (© schwingen.net)
Чем больше лжи — тем ядовитых больше черных пауков. Национальный музей в Цюрихе, Швейцария. 8 марта 2023 г. (© schwingen.net)
Во что человек верит, то и случится с ним. И если есть зло на белом свете, то должна быть и защита от него. Чудодейственные крестики, сердечки, амулеты, шапочки и прочие специальные средства индивидуальной защиты представлены на выставке «Альпийские легенды» в Цюрихе. (© Schweizerisches Nationalmuseum Landesmuseum Zürich)
Проклятие черного паука
В минувшем году новелла «Черный паук» послужила основой для швейцарско-венгерского двухчасового кинофильма режиссера Маркуса Фишера (Markus Fischer) «Проклятие черного паука».
Поделитесь публикацией с друзьями