«Синдром Петрушки»: люди и куклы
Кинокартина Елены Хазановой – экранизация романа Дины Рубиной «Синдром Петрушки» – готовится к встрече со зрителем.
Елена Хазанова родилась в Москве. Живет в Женеве с 12-летнего возраста. Училась сценарному и режиссерскому мастерству в Швейцарии и США. Ее короткометражный фильм «Удачное дельце» тепло принят на фестивалях в Бразилии, Италии, Швейцарии. «Салат по-русски» награжден Первой премией короткометражного кино на фестивале «Кино для всех экранов» в Женеве. Документальная лента «Отелло: трагедия и фарс» — участник фестиваля в Локарно. Полнометражное кино «Переводчица» — форумов в Сочи, Локарно, Мюнхене, Эдинбурге.
В начале было слово
Эта история – еще одно доказательство, что в мире нет ничего случайного. Мама Елены Хазановой, Татьяна Хазанова-Флейшман, – музыкант, поэтесса, певица, создатель и руководитель Школы искусств в Женеве – давно дружит с Диной Рубиной. А сама Елена влюблена в творчество известной романистки.
Однажды на встрече в Израиле Лена призналась Дине, что мечтает экранизировать одно из ее произведений. «Леночка, есть роман, который опубликуют буквально на днях, прочтите его», — ответила писательница. Это был «Синдром Петрушки».
Возможно ли устоять перед очарованием кукольного мира? Творец и творение, обыкновенное чудо очень личных отношений мужчины и женщины, другие важнейшие темы показались Елене захватывающе-кинематографичными. Выслушав «за» и «за», автор романа согласилась на экранизацию. И началось таинство превращения литературного текста в киносценарий.
В романе «Синдром Петрушки» судьбы героев, мистика и психологическая драма, точные знания и мифы, времена и пространства, переплетаясь волшебным образом, воплощаются в четыреста страниц магического повествования. А фильм, отталкиваясь от этой вселенной, в сто одну минуту экранного времени помещает одну-единственную сюжетную линию, вокруг которой как малые планеты вращаются многие персонажи и миры. Автор сценария — одаренный драматург Алена Алова.
Когда доверяешь звездам
Петя (Евгений Миронов) – творец кукол и артист-кукловод одержим двумя пламенными страстями. Кукольный мир и Лиза (Чулпан Хаматова) – суть его жизни. Он может оживить любой предмет, любую куклу, или человека оборотить в нее, и, кажется, ему доступно искусство ворожбы.
«…она и есть та сила, что «из воздуха производит воду, из воды – кровь и из крови – плоть». А уж душу для этой плоти добыть… душу добыть для создания плоти… это уж как получится…»*
Лиза любит больно и самозабвенно; любит, но не желает, не может жить безропотной марионеткой мужа-кукловода. Семейная драма усугубляется наследственным проклятием рода, предрекающим рождение и смерть младенца с лицом, словно хохочущая маска куклы-Петрушки. Но любовь жива.
«Ласки этих двоих были заперты за стенами какого-то монастыря с особо строгим уставом; впрочем, за такими стенами частенько случаются взрывы страстей, о которых не подозревают приверженцы свободной любви…»*
Петя, любя Лизу нежно, тревожно, не мысля собственной судьбы без этой цельной и непримиримой, потерявшей желание жить женщины, сотворит… Эллис. Он, как будто сам Творец, почти готов вселить душу в кукольного двойника жены. И неумолим выбор: служить искусству или жить как люди.
«Вот она лежала тут – немая, недвижимая и прекрасная болванка, пребывающая в ожидании начала творения, вечного начала творения; предназначенная к жизни лишь тогда, когда этого пожелает ее создатель.»*
И возникает сакральный многоугольник, среди особых граней которого – Борис (Мераб Нинидзе) – старинный друг и своеобразный ангел-хранитель этой удивительной семьи. А всего в действе занято более двадцати актеров: совсем юные, играющие Лизу, Петю, Борю в детстве; двадцатилетние, открывающие для себя искусство «движущихся изображений»; а у легендарной Эры Гарафовны Зиганшиной, воплотившей умудренную Веру Леопольдовну, подобных открытий великое множество.
В творчестве есть такое важное понятие как профессиональное доверие. По мнению Елены Хазановой, степень доверия между Хаматовой и Мироновым высочайшая: «Чулпан может «падать с третьего этажа» и знает, что если Женя ее ловит, то опасаться нечего». Такие же доверительные отношения сложились у Чулпан и с Мерабом Нинидзе, в том числе благодаря их трогательному дуэту в фильме «Бумажный солдат», отмеченному наградами Венецианского фестиваля.
— Работать с гениальными актерами большая удача для режиссера, — делится Елена. — Они замечательные люди и очень талантливы, а их отдача на съемочной площадке совершенно бесценна.
Вдохнуть в марионетку душу
Когда читаешь «Синдром Петрушки», можно подумать, что Дина Рубина всегда жила среди кукол и кукловодов. А Хазанова призналась, что познавала этот сказочный мир вместе с романом. Как находить актеров, вроде бы понятно. А где обитают куклы?
Взять их из музейных коллекций было совершенно немыслимо, так как в романе они объединены художественным замыслом творца. Поэтому чудесных секретов и механизмов мастер Виктор Антонов изваял полтора десятка театральных кукол специально для картины. Куклу-копию Чулпан Хаматовой делали в цехах студии «Мосфильм». Всего же было изготовлено более полусотни уникальных неживых существ. Наделить кукольных персонажей индивидуальностями, очеловечить их «вечным началом творения» помогла театровед и режиссер Анна Иванова-Брашинская.
Это третья полнометражная операторская работа Азиза Жамбакиева, которому фильм «Уроки гармонии» принес приз за выдающиеся художественные достижения на Берлинале-2013, и которого пресса назвала чрезвычайно одаренным. Съемки «Синдрома Петрушки» проходили семь недель. Потребовалась серьезная предварительная подготовка. Касалось это и работы с марионетками, и хореографической композиции, у которой в сюжете важное, ключевое значение.
https://youtu.be/d20Nd9uAbOw
Душу в танец Пети и Лизы-Эллис помог вдохнуть великолепный хореограф Раду Поклитару, среди известных постановок которого, например, блистательная церемония открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи. И несмотря на колоссальную занятость, Евгений Миронов и Чулпан Хаматова находили возможность для репетиций.
Совместное производство? Легко!
Бюджет картины составил 2 миллиона евро. Первое финансирование, еще когда писался сценарий, привлек Дмитрий Аронин. А когда актер Евгений Миронов по просьбе Хазановой прочел сценарий, он не только согласился на роль Пети, но и стал сопродюсером. Его студия «Третий Рим» курировала проект и довела ленту до показа на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где фильм получил приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку».
Вневременная атмосфера большого европейского города задала местом съемок Санкт-Петербург и его окрестности. Актеры российские, фильм на русском языке. А обработка видеоматериала, редакция, монтаж, доводка делались в копродукции. Опыт, для российского кинематографа все еще скорее исключительный, живущая в Швейцарии Хазанова находит эффективным и естественным. Ее 2004 года лента «Экспресс любви» — производство Швейцарии и Франции. Продуктом России и Швейцарии стала «Переводчица» в 2006-м.
«Синдром Петрушки» — совместное производство России, Германии, Швейцарии. По словам Хазановой, убедить зарубежных экспертов было не очень сложно. Им понравился сценарий, а Чулпан Хаматова известна не только россиянам.
Ожидается, что новый кинофильм выйдет на широкий экран этой осенью, сначала в России, затем в Швейцарии и Германии.
Фото: предоставлены Еленой Хазановой
Текст: Марина Охримовская
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
*Дина Рубина. «Синдром Петрушки»
Поделитесь публикацией с друзьями