Кто убил веру? Премьера в интернациональном театре «Synthese»
«Город жестокой ночи» - спектакль по одноименной пьесе Дона Нигро показали в конце апреля в Цюрихе. Его поставила с актерами швейцарского театра Synthese режиссер Анжелика Оберхольцер-Смирнова. В чем особенности истории и почему она актуальна?
Швейцарский интернациональный театр «Synthese» вторично обращается к творчеству знаменитого американского драматурга. В марте в Цюрихе студия «Synthese» показала «Маленькие звериные трагедии» по пьесе Дона Нигро «Сказки о животных» (Animal Tales) на русском языке. «Город жестокой ночи» (Stadt der Grausamen Nacht) Ensemble Synthese представил на немецком.
Основатель и художественный руководитель театра Synthese Анжелика Оберхольцер-Смирнова связалась с издательством в Германии и Доном Нигро в США в прошлом году. «Перевод «City of Dreadful Night» с английского на немецкий потребовал времени, — призналась режиссер, — первоисточник щедро раскрашен специфической идиоматикой и американскими оборотами речи. Мы вместе находили наиболее точные аналоги».
Для лучшего понимания настроений «Города жестокой ночи» драматург предлагает служителям Мельпомены в качестве визуального откровения искусство Эдварда Хоппера. Человек и мегаполис стали героями многих его картин. А сам художник стал первым среди американских реалистов середины XX века, после чего мировой поп-арт и гиперреализм часто вдохновлялись его творчеством.
Премьера спектакля состоялась 19 апреля 2023 года. «Город жесткой ночи» воссоздал в Цюрихе атмосферу Нью-Йорка середины XX века на языке современного перевода. Живописная реконструкция волшебных фрагментов художественной реальности явила в театре новую форму и содержание. Насыщенные цвета, свет, тень, звуки выгодно подчеркнули контрасты и перепады чувств людей.
По воле искусства зритель становится гостем парка, кофейни, женской спальни, Кони-Айленда. На сцене достаточно места для парковой скамьи, барной стойки, кровати, трюмо, значимых мелочей. С авансцены можно заглянуть в окно дома. А можно попасть на полуостров-курорт, знаменитый своими аттракционами и набережной, где плещется океан. 1946 год. В 8-миллионный Нью-Йорк возвращаются ветераны Второй мировой.
Послевоенное время искалечено болью утрат. К тому же человек может чувствовать себя особенно одиноким в густонаселенном мире. Похоже, что герои «Города жестокой ночи» стремятся обрести новые жизненные пути и смыслы. И им пригодятся доверие, надежда, любовь, без которых вряд ли возможна полноценная жизнь. Чем заняты молодые люди и что случится с ними? Может, подскажет музыка?
Трогательное песенное ретро американского композитора Берниса Петкере (Bernice Petkere) в исполнении Эла Боулли (Al Bowlly) становится лейтмотивом спектакля.
«Закрой глаза,
позволь открыть тебе причины, почему
думаешь, что ты уникален…»
«Close your eyes
Let me tell you all the reasons why
Think you’re one of a kind…»
В «Городе жестокой ночи» 4 персонажа: трое мужчин плюс женщина. На первый взгляд можно подумать, что это про любовные отношения. Правильно, у многогранника спектакля есть такая многообещающая сторона. В течение двух полномасштабных актов открывается сложная система привязанностей и противоречий между героями. Каждый выскажется по существу, и никто не будет откровенен до конца. Кому же верить?
Вот, например, красавчик Гас (Dominik Weber). Кем он был до войны? Непонятно. Парни знали, что им скоро на фронт, и просто хотели провести несколько часов в хорошей компании, повеселиться. Те, кто выжил в кровавой мясорубке, кое-чему научились. Например, что некоторые вещи лучше бы капитально выкинуть из головы. Гас так и поступает. А еще он теперь член нью-йоркской мафии.
Счастливчику Тони (Ramon Iten) повезло больше. Его амнезия настоящая — он часов не наблюдает. Усилие ему необходимо, чтобы понимать и помнить, а не для того, чтобы забыть. Без опеки Гаса этому мужчине, наверное, пришлось бы худо. Слава Америке, они, похоже, давно знакомы и доверяют друг другу. Насколько надежно это? Настоящая мирная жизнь скорее объединяет или разъединяет их?
Анна (Severine Oeschger) похожа на яркую кинозвезду. От такой у самого крепкого орешка съедут мозги набекрень. Очаровательной молодой женщине нравится, когда через открытое окно её кожу ласкает легкий ветерок. Она верит, что у неё горячая кровь. По крайней мере, так говорят все, кто прикасается к ней. А еще ей по вкусу нежный и очень теплый внутри вишневый пирог. Именно такой в кофейне рядом.
Свежая выпечка и прочие гастрономические приманки убежища полуночников проходят по ведомству Филли (Joël Iten). Этот удивительный персонаж счастливо сочетает трагикомические черты, кажется, сам ночной город дергает за нитки зыбкую душу повелителя барной стойки. Так виртуозно балансирующая на жёсткой грани мрачного психоголоволомка получает право выдохнуть смехом.
Четверо пересекутся в разных комбинациях, чтобы рассказать одну историю. Увы, они не очень надежные источники — каждому из них мало веры. Когда доказательства недостаточны или противоречивы, зритель неявно становится следователем, пониманию происходящего помогает воображение. И получается, что субъективное восприятие и интерпретация событий на сцене дарят публике возможность самой решать, во что верить.
Подобный эффект известен популярной культуре по кинофильму «Расёмон» японского режиссера Акиры Куросавы, который он снял в 1950-м по новелле японского же писателя Рюноскэ Акутагавы «В чаще» (1922 г.). Там тоже одно событие видят разные пары глаз. Что отразилось в сознании человека? Что он готов рассказать? А что услышал зритель? И что же, черт возьми, произошло на самом деле? Добро пожаловать в систему зеркал, изувеченных войной.
В третью среду апреля в Цюрихе мне показали элегантный, захватывающий спектакль. Происходящее на сцене подчас выглядело пугающим, порой смешным. И очень гармоничным. Притягательность действа умножилась на моё знание о войне России против Украины, мир с этим живет уже 428 дней. На швейцарской премьере «Города жестокой ночи» люди звонко били в ладоши и кричали браво!
Показы продолжаются. Спектакль «Город жестокой ночи» на немецком языке в постановке Ensemble Synthese можно вскоре вновь увидеть в Швейцарии: 11 мая в городе Рюти (Löwen Rüti) — это кантон Цюрих, а 24 и 25 мая в соседнем Винтертуре (Alte Kaserne Winterthur). Больше информации об интернациональном театре Synthese и ссылки на билеты легко находятся в интернете.
- Карнавальный протест и эскалация войны - 22 ноября 2024
- Жизнь с идиотом собственного мозга. Премьера в Цюрихе - 15 ноября 2024
- Почему в России протест незаметный? - 12 ноября 2024
- Восемь любящих женщин ищут убийцу - 24 апреля 2024
- Кто убил веру? Премьера в интернациональном театре «Synthese» - 27 апреля 2023
- Меленькие звериные трагедии. В Цюрихе на русском языке - 28 марта 2023
Иллюстрации:
«Город жестокой ночи» (Stadt der Grausamen Nacht) по одноименной пьесе Дона Нигро. Режиссер Анжелика Оберхольцер-Смирнова, Ensemble Synthese. Цюрих, 19 апреля 2023 г. (© Люция Кёниг)
Премьеры в Theater Synthese
Возьмите на заметку программу интернационального театра «Synthese» в этом сезоне.
1, 2, 8 и 9 июня на сцене «Weisser Wind» (Oberdorfstrasse, 20) в Цюрихе на русском языке «Звонок инспектора». Спектакль по пьесе «An inspector calls» Джона Бойнтона Пристли впервые поставили в 1945-м в Москве, а на следующий год — в Лондоне. Английский романист и драматург описывает события весны 1912-го. Вскоре миллионы людей погибнут на фронтах Первой мировой войны и от испанского гриппа. Режиссер Анжелика Оберхольцер-Смирнова и актеры русской студии перенесут действие в канун 2020-го, когда мир оказался на пороге новых гуманитарных катастроф.
Отклик зрителя Ch. Panch. «Поставить спектакль с 4 актерами сложно, и редко получается так убедительно, как «Stadt der Grausamen Nacht» с Ensemble Synthe. К тому же на сцене только одна женщина, и есть соблазн рассказать о любви, но не в этом случае.
У актеров хорошо получилось вернуться во время после Второй мировой войны. Между стилистикой и антуражем, который присутствует на сцене, выбор современного языка для реплик и монологов кому-то может показаться странным, однако это помогает понять пьесу, фабула которой непроста. В «черном» сюжете элементы юмора выглядят естественно, они дают возможность публике выдохнуть между напряжением мизанцен, чтобы понять, что вообще происходит.
Актеры играют полноценные роли, каждый существует на сцене как личность и характер и проявляет свое отношение к другим. Как каждый персонаж не понимает, что происходит, точно так чувствует себя и публика. Только когда сами персонажи начинают осознавать, что случилось, публика тоже начинает догадываться, но как у героев на сцене остается неопределенность, так она есть и у публики в зале.
Когда у человека психическая травма, возникает вопрос, что правда вокруг и что ложь. Вот кто-то рассказывает историю, а ему нельзя верить, потому что он — ненадежный рассказчик из-за проблем психики. «Насколько можно доверять свидетелю» — одна из важных тем пьесы. Зритель может сам выбрать, кто говорит правду, и получает разный финал в зависимости от того, кому доверяет: Анне, Филли, Тони или Гасу».