Натали: монотипия – уроки волшебства
Сегодня вы убедитесь, что художник есть в каждом. А поможет мне небольшой секрет. Всякий знающий его, может буквально в одно касание сделать уникальное и красивое художественное произведение.
Кто-то уже, наверное, догадался, что речь пойдет о технике монотипии. Расшифровка этого слова с греческого «моно» – один, а «типия» – оттиск, подсказывает, что это вид печатной графики.
Создавать неповторимые шедевры в технике монотипии нравится почти всем, независимо от возраста. Стоит только попробовать. А для малышей это не только приятная и веселая игра, но и полезное занятие, так как помогает развивать воображение и мелкую моторику.
В нашей группе шесть детей: Ане – 7 лет, Эмме – 5, Лука – 7, Мишель – 7, Кристоферу – 7, Себастяну – 4. Все ходят в детский сад или школу и говорят, как минимум, на двух языках. Все очень любознательные, усидчивые и старательные. Лука и Мишель – левши, как и я. А кроме того, маленький Лука – большой непоседа, ему не очень просто усидеть целый час на одном месте во время занятий. И для него я делаю специальный перерыв.
Во время перемены мы вместе выполняем общую гимнастику, а также гимнастику специальную для развития мелкой моторики ручек. А нашему Лука такая гимнастика тем более показана из-за незначительных проблем с моторикой.
Вот и познакомились. А теперь поговорим о том, что необходимо, чтобы выполнить рисунок в технике монотипии.
1. Любая гладкая и чистая поверхность. Это может быть стекло, оргстекло, пластик. Мы с детьми использовали противень – его обратную сторону.
2. Плотная бумага (желательно для акварели) или ватман.
3. В качестве красок для детей следует использовать гуашь. Для взрослых неплохо подходят акрил, масло, пастель, впрочем, сгодится любая перекрывающая краска.
4. Широкая кисть или спонж понадобятся для нанесения на бумагу воды.
Что нужно ещё? С детьми мы заканчивали работу гелевыми ручками. Взрослые могут использовать пальцы, сухую кисть, стеку, мастихин, любые инструменты или ничего, в зависимости от того, что вы увидели в оттиске.
Всё удовольствие и прелесть в том, что не надо быть великим художником, чтобы творить в этой технике. И никогда не знаешь заранее, что получится. По сути дела, это случайность умноженная на личность. Поэтому монотипию иногда ещё называют «правополушарным» или интуитивным рисованием, идущим от внутренней сути человека.
Важный совет: не торопитесь применять много цветов, будьте осторожны с черной краской, зато обязательно используйте белую. В первое время лучше ограничиваться двумя-тремя красками.
Итак, всё готово, начинаем. На гладкую поверхность (противень) наносим в хаотичном порядке, как нам заблагорассудится, не жалея, краску. Можно просто выдавливать ее из тюбика. Например, Эмма использовала голубую, белую и желтую. Затем чистый лист белой бумаги быстро с помощью спонжа смачиваем водой и делаем оттиск: накладываем мокрой стороной на краску и плотно прижимаем.
Потом аккуратно и осторожно снимаем (плотная бумага не рвется). В зависимости от того, как снимаем, можно получать разные результаты. Если отрывать резко, сразу весь лист – возникают «рванные» красочные пятна. Поднимаем лист осторожно за два уголка – образуются красивые, похожие на растения, полосы. Снимаем за один уголок, а второй придерживаем – получаем волны и закаты.
Обычно однократно нанесенный красочный слой можно использовать для трех оттисков. Снимая бумагу разными способами, экспериментируем и получаем различные оттиски, которые подтолкнут воображение. Детям этот процесс очень нравится. Они с восторгом наблюдают метаморфозы, происходящие с краской и бумагой.
Готовые отпечатки кладем на ровную поверхность, например, на застеленный газетами пол. А сами ходим вокруг, ждем пока краска подсохнет и разглядываем, обсуждаем вместе, кто что видит, у кого что получилось. Так дети играют и незаметно для себя учатся размышлять, высказывать мысли и отстаивать свое мнение.
Эмма увидела в своем оттиске подводный мир. И мы вместе придумали, как населить его обитателями: рыбками, осьминогами, водорослями. А еще Эмма построила подводный замок на затонувшем острове. Правда красиво? Нам всем очень понравилось. У Ани тоже получился подводный мир с русалками и дворцом. А у Лука картинка возникла только после третьего оттиска. Он быстро подумал, сразу увидел петуха и мгновенно дорисовал ему ноги и глаз.
Взрослые могут рисовать «по-мокрому», то есть по еще не высохшей краске. Например, масляная краска сохнет несколько дней, и есть время, чтобы подумать, увидеть и дорисовать.
При выполнении работ «Река Дубна» и «Осень. Юрмала» я использовала акрил. Рисунок проявился с третьего оттиска. Дорисовывала мастихином, растягивая краски по бумаге и корректируя пальцами. Закончив работу, совершенно не устала, почувствовала себя даже как-то увереннее, настроение улучшилось, и проблемы (а у кого их нет?) сразу стали не такими уж сложными и неразрешимыми.
Наверное, врачи правы, когда говорят, что правое полушарие отвечает за наше настроение и эстетическое удовольствие. И совсем не случайно рекомендуется использовать технику монотипии в качестве арт-терапии.
Разглядывая диковинные линии и переливы красок, поневоле начинаешь мыслить как художник. Мозг без усилий активизирует скрытые в памяти образы, невольно «сами собой» узнаются на рисунке фигуры, объемы, появляется глубина, и возникает сюжет… Случайный и закономерный одновременно, потому что монотипия – это всегда очень личный, внутренний, неповторимый взгляд ее автора.
Создавая картины таким образом, можно надолго «уходить» в проявляющийся рисунок, с удовольствием путешествуя в волшебных мирах нашего воображения.
Текст и фотографии: Наталья Бадяка
- Натали: небесный восторг за 30 минут - 10 апреля 2015
- Натали: очарование старых-новых вещей - 11 июля 2014
- Натали: монотипия – уроки волшебства - 17 июня 2014
Invalid Displayed Gallery
Очень красиво!Спасибо! вдохновляет.Арина
Спасибо! Мы очень старались!