«Нора» Тимофея Кулябина «выстрелила» в Цюрихе. Есть убитые
Искусство

«Нора» Тимофея Кулябина «выстрелила» в Цюрихе. Есть убитые

Постановка Тимофея Кулябина «Нора, или Кукольный дом» по пьесе Генрика Ибсена в Швейцарии вызвала споры.

С российским режиссером Тимофеем Кулябиным я познакомился в конце октября на встрече в Литературном клубе в Цюрихе. Говорили о современном театре и предстоящей премьере «Норы» Ибсена в Драматическом театре Цюриха (Schauspielhaus Zürich).

Тимофей Кулябин из Новосибирска. Ему 34 года. Театральное образование получил в Москве. Многие его спектакли получили награды российских театральных фестивалей. Закрытая по настоянию представителей православной церкви постановка оперы «Тангейзер» вдохновила Россию заговорить о праве художника на свободу самовыражения. А два года назад искушенный венский зритель увлекся его чеховскими «Тремя сёстрами».

«Нора» «выстрелила»

Премьера «Норы» была 16 ноября. Я смотрел спектакль 19-го. К этому времени швейцарская пресса уже высказалась. Так что я был «заряжен» и встречей с автором постановки, и местными театроведами. Эти «заряды» плюс спектакль и побудили меня поделиться мнением.

Toni Suter / T + T Fotografie

Рупор немецкоязычной Швейцарии «Neue Zurcher Zeitung» откликнулся неоправданно злой, даже злобной, полной затертых клише статьей — я искал аргументы — не нашел. Раздражение уважаемой госпожи Даниель Мушонико (Daniele Muscionico) вызвало, кажется, абсолютно все, в том числе широко распространенная в театре адаптация источника.

Другое авторитетное издание «Tages Anzeiger», снисходительно похлопывая режиссера по плечу, жестко упрекает новое художественное решение в легковесности, поверхностности и банальности, недостойной глубины многогранной (!) Норы. Право-слово, если не Кулябин, то Ибсен мог ожидать от уважаемой госпожи Александры Кодвес (Aleksandra Kodves) более взвешенного отклика.


image description
image description

Полюбите «Нору»

Да, в Европу, сначала в немецкий город Вупперталь (Wupperdaal), а затем в Цюрих, Тимофей Кулябин прибыл из глубокой российской провинции, говоря строго географически, из Азии.

Да, поставленный с использованием цифровых технологий спектакль Тимофея Кулябина может быть неудобоварим зрелыми зрителями, рожденными «до интернета».

Да, перед премьерой «Норы» в Швейцарии не носили хоругвей с нимбом мученика, как это было перед премьерой оперы «Cosi fan tutte» в постановке другого российского режиссера — чрезвычайно талантливого, но, увы, заигрывавшегося с властью Кирилла Серебренникова.

Да, можно спорить о «весе» жизненного багажа художника и даже задаваться вопросом, хватит ли его «на Вагнера»; испытывать прочность и истинность любви Кулябина, понятное дело, не к театру, а к классической музыке.

Да, «Нора» Кулябина требует предварительной работы со зрителем, и требует её не менее, чем спектакль его знаменитого швейцарского коллеги Мило Рау «120 дней содома» («Die 120 Tage von Sodom») с актёрами из театра для людей с синдромом Дауна.

Toni Suter / T + T Fotografie

Да, эти «да» не дают гарантии, что новая «Нора» будет принята, оценена, что её полюбит неравнодушный зритель.

Преступное бездушие

Но, если мы не хотим потерять наших детей.

Но, если мы не желаем им навязывать свои архаичные, уже при их возникновении безнадёжно устаревшие идеи и лозунги.

Но, если мы отказываемся от эмоциональных упреков в поверхностности и легкомыслии.

Но, если постараемся посмотреть и увидеть дальше своего носа.

Но, если мы действительно хотим передать детям культурное наследие, которым мы якобы так гордимся, которое мы якобы так любим, и к которому, безусловно, относится и «Нора» Ибсена.

То, так слепо, зло и бездушно поступать со спектаклем, как это сделано в театральной критике двух ведущих швейцарских газет — недопустимо, некрасиво, недостойно ценителей искусства и даже в чем-то преступно.

Идите и смотрите!

Сознаюсь, что, отправляясь 18 ноября на «Нору», я испытывал предубеждение и опасения. Получится ли найти отклик у публики тем языком, теми художественными средствами, что задумал режиссер? После начала представления сомнения испарились.


image description
image description

Не буду пересказывать – идите и смотрите!

Точность и безупречный вкус, удивительная интуиция и чувство ритма, умение добиваться сценической правды проявлялись в оригинальном и органичном решении каждой мизансцены, в работе с актёрами, выборе декораций.

А на полпути к кульминации случилось… несчастье: драматургическая ткань повествования была повреждена рядом технических неполадок, что абсолютно сбило ритм и нарушило течение этого не только весьма сложного, но и хрупкого представления.

Новое вызывает споры

Хочу и буду смотреть Кулябина снова. Пока моей любимой «Норой» остаётся не останавливающаяся ни перед чем героиня из легендарной постановки Томаса Остермайера (Thomas Ostermeier), которую тот привозил в Цюрих из Берлина в 2004 году.

Однако уже сейчас мне абсолютно ясно: молодому, нестандартно мыслящему режиссёру Тимофею Кулябину точно так, как полтора века назад драматургу Генрику Ибсену, удалось вовлечь европейского зрителя, может, даже против его воли в современную «новую драму».

Надо думать, что режиссерский замысел отталкивается от того, что зритель отлично знает текст «самой ставящейся в мире пьесы». А это не всегда так. Вот это можно и нужно обсуждать, а не огульно охаивать новое.

Toni Suter / T + T Fotografie

На мой взгляд, чтобы достойно оценить эту неизвестную, непохожую на своих предшественниц кулябинскую Нору, надо бы вооружаться непредвзятостью взгляда, честностью перед самим собой, забыть о модных сегодня «новых социальных шорах», как, например, «гендер» или инквизиторский «#MeToo».

Талантливое спорно. Спорна и «Нора, или Кукольный дом» Ибсена в постановке Кулябина в Цюрихе.

Бесспорно то, что российская провинция на наших глазах приобретает всё большую известность в мире своим театром, литературой, всё более выбивается на мировой простор из колониальных объятий средневековой Москвы.

Билет на счастье

Совершенно случайно среди страниц сборника пьес Генрика Ибсена у меня сохранился билет на «Нору» в драмтеатре Цюриха в 2004 году. Я подарил его в качестве талисмана на счастье Тимофею Кулябину.

#

Текст: Керим Волковыский

Керим Волковыский

Изображения: Toni Suter / T + T Fotografie

Литературная редакция: Марина Охримовская

Примечания:

Мило Рау (Milo Rau) родился в Берне в 1977 году, изучал социологию и немецкую литературу в Париже, Цюрихе и Берлине. Театрального образования не получил, в юности был журналистом. В 2007-м он основал продюсерский центр IIPM – «Международный институт политических убийств». На сегодня реализовано более полусотни театральных постановок, фильмов, книг, выставок. Театральные работы и фильмы Рау – постоянные участники престижных европейских фестивалей, привлекают внимание и вызывают споры. Он также преподает в университете и работает литературным критиком на швейцарском радио SRF.

Me Toо (#MeToo) — популярный хештег, мгновенно распространившийся в социальных сетях в октябре 2017 года, подчёркивающий осуждение сексуального насилия и домогательств. Распространился после скандала и обвинений кинопродюсера Харви Ванштейна. Считается, что именно в этом смысле данный знак впервые был использован общественным активистом Тараной Берк, а позднее популяризован актрисой Алиссой Милано, которая предложила женщинам ставить лайк и делать перепост, чтобы поделиться своим печальным опытом. С тех пор миллионы людей использовали этот хештег для того, чтоб рассказать о своём опыте, в том числе многие знаменитости. При этом правдивость повествований остается на совести рассказчиков.

Поделитесь публикацией с друзьями

Комментарии на сайте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику

Окно в русскую духовность в Швейцарии открывается с Изолиной Беловой-Вилль
| Искусство

Окно в русскую духовность в Швейцарии открывается с Изолиной Беловой-Вилль

Красавицы в народных сарафанах держат в руках платочки. Обошли сцену по кругу вместе, остановились, пританцовывают, кружат парами, хвастают нарядными сапожками: