«Добро пожаловать в Чечню». Частное мнение
Кинофильм "Добро пожаловать в Чечню" показали этой осенью на кинофестивале в Цюрихе. (© schwingen.net)
Искусство, Общество

«Добро пожаловать в Чечню». Частное мнение

Документальный фильм «Добро пожаловать в Чечню» показали на кинофестивале в Цюрихе. Керим Волковыский и Марина Охримовская делятся мнениями после просмотра.

Ихтамнет

К. В.: В 2017 году трагическая судьба гомосексуальных людей в Чечне, которых избивали, пытали, арестовывали и иногда убивали, на недолгое время заинтересовала мировую общественность. Об этом писали европейские газеты, говорилось по радио.

Репортажи с теми из преследуемых, кому удалось бежать из Чеченской Республики, показывали по телевидению. Между строк выходило, что возможные преступления на территории Чечни происходят не без ведома властей. Появились многочисленные запросы правозащитников и СМИ.

М. О.: Журналисты американского канала НВО в июле 2017-го обратились напрямую к Рамзану Кадырову. И он опроверг заявления о расправах над геями в Чечне. «Это ерунда. У нас таких людей нет. Нету у нас геев. А если есть, то заберите их в Канаду, хвала Аллаху, подальше от нас, чтобы их не было… чтобы очистили кровь»: фрагмент видео есть на Youtube.

Но дотошные журналисты пошли дальше. Ведь Чечня является субъектом Российский Федерации, и значит, российские законы, Конституция РФ, писаны и для неё. Обратились за разъяснениями к российским правоохранителям. И пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вскоре заявил, что сообщения о преследовании геев в Чечне не подтверждаются.


image description
image description

К. В.: И тема постепенно сошла на нет…

Возвращение

М. О.: А в 2020 году мир снова заговорил о преследованиях в Чечне гомосексуалов и о тех, кто спасает им жизни. В том числе и потому, что на национальном американском кинофестивале независимого кино «Сандэнс» (Sundance Film Festival) прошла мировая премьера кинофильма режиссера Дэвида Франса и оператора Аскольда Курова «Добро пожаловать в Чечню».

На «Сандэнс» фильм получил специальный приз жюри за монтаж. На фестивале в Берлине его герои Давид Истеев, Ольга Баранова и Максим Лапунов удостоились премии «Тредди» за освещение проблемы преследования гомосексуальных людей. А сам фильм выиграл приз зрительских симпатий и приз «Amnesty International Film». К этому добавились награды в Салониках.

Недавно кинокартину «Добро пожаловать в Чечню» показали в программе Цюрихского кинофестиваля в секции «Border Lines». А в конце ноября он выйдет на экраны Первого Рижского фестиваля документально кино Artdocfest/Riga.

Сдержанно и достойно

К. В.: Я посмотрел «Добро пожаловать в Чечню» 27 сентября в Цюрихе. Тема затрагивает преследование меньшинств в патриархальном обществе, которое является составной частью страны, претендующей на роль современного демократического государства. Впечатления сложные.

Содержание пересказывать не буду. Потому что кино делается для того, чтобы его смотрели. «Добро пожаловать в Чечню» именно такой фильм. Как и кем он создан, об этом тоже написано достаточно. Среди достоинств фильма отмечу, что его создателям удалось рассказать об уязвимом сдержанно, честно, убедительно, без нюней и соплей.

Сюжетные линии переплетаются в единую, цельную историю. «Добро пожаловать в Чечню» не только об ужасе преступлений против личности: показания свидетелей и обличающие съемки скрытой камерой, сделанные добровольцами. Фильм также и о светлых чувствах, которые понятны человеку независимо от его ориентации. И о тех замечательных людях, которые спасают несчастных преследуемых.

М. О.: Неигровое кино сегодня подходит к своим героям очень близко. Любой владелец мобильника может снимать скрытой камерой, не только сотрудники спецслужб. А одна из трогательных сцен напомнила мне «Портрет Габриэль д’Эстре с сестрой». По легенде, художник школы Фонтенбло написал двух прелестных женщин, принимающих вместе ванну, в 1594 году. Оригинал картины в Лувре, то есть здесь отсылка к шедеврам мирового искусства.

Есть вопросы

К. В.: У меня возникли вопросы после просмотра «Добро пожаловать в Чечню». И я задам их сейчас неравнодушным читателям.

Как мы можем знать о происходящем на территории России (Северного Кавказа) и молчать? Как может считать себя верующим тот, кто религиозен? Разглагольствовать о культуре, считающий себя культурным? Как возможно поддерживать режим, восхвалять очередного «спасителя Руси»: «Путин — лучшее для многострадальной России»? Как возможно искренне или притворно ужасаться происходящему в стране и молчать?

Эти же вопросы задаю и себе. Я не молод. Уехал из СССР, страшно сказать, в 1981-ом году. Но по-прежнему тесно связан с Россией, в основном через русский язык, на котором пишу (иногда думаю и чувствую). И памяти, которая с годами все ярче и настойчивее преследует меня своими, иногда совсем небезобидными, картинками якобы навсегда канувшего в небытие прошлого.

Эти же вопросы относятся и ко мне. Ко мне, как к человеку, принадлежащему русской диаспоре (крепкое меньшинство в Швейцарии). И как к человеку, принадлежащему к другому меньшинству, определяемому моей нетрадиционной сексуальной ориентацией (меньшинству, надо сказать, иногда излишне шумному и временами назойливому).


image description
image description

Как это было

К. В.: В молодости — в 1960-70 годы, я довольно хорошо и подробно изъездил Советский Союз. Побывал и на Северном Кавказе, и на Южном (в том числе и в Грозном, и в Нальчике). Жил с родителями на Урале, в Средней Азии и Украине. И на собственной шкуре испытал, что значит для молодого человека как бодрствуя, так и во сне «вести двойную жизнь».

Милицейские рейды в советских республиках по очистке местности от «пидоров» превращали людей в затравленных зверей. Постоянный страх разоблачения изнурял психику, мог разрушать личность. И тем не менее люди жили и выживали, хотя за «преступление» преследовало государство, а большинство населения пассивно не принимало гомосексуалов.

Как жить и выживать каждый из ЛГБТ решал сам в рамках того общественного контекста, в котором находился. Потому что столица и провинция, город и деревня жили по-разному. Быть геем, как ни странно, было безопаснее в России, чем Украине. По-особому решались такие вопросы и в исконно мачистских сообществах: на Кавказе, в Средней Азии.

Там проблема геев испокон века занимала умы и будоражила чувства гораздо сильнее, нежели в северных регионах большой страны. Но даже и в «условиях развитого социализма» в относительно замкнутых обществах существовали сложившиеся в веках механизмы, незаметные, но действенные, позволявшие находить разумные решения и не доводить дело до убийств ни в чем не повинных гомосексуальных людей.

Вековые законы

М. О.: Добровольные однополые отношения были декриминализированы в РФ в 1993 году. Но и в лихие 90-е я не слышала, чтобы гомосексуалы сталкивались с такой безнаказанной жестокостью и беспределом, какие наблюдаются сейчас. И не только в Чечне, но почти на всем Северном Кавказе. Почему же именно на этой территории сегодня происходят бесчинства? Может быть, невидимые механизмы перестали действовать?

К. В.: Прошу заранее прощения, чтобы не задеть ничьи чувства. Но будем искренни. Признаем, что на дне российской действительности была и существует многовековая нелюбовь к «черножопым», «зверям» (именно так при своих нередко в советское время называли многих выходцев с Кавказа). Для уроженцев Грузии и Армении были свои обидные клички.

М. О.: А после развала СССР загнанное внутрь выползло наружу? Неопределенность и бедность разъединяли и озлобляли людей. К началу 2000-х Россию уже десять лет лихорадило от хаоса, унизительного обнищания большинства и лавинообразного обогащения избранных. В изувеченной Чечне несколько лет с перерывами шла война. Новости о казнях, похищении и выкупе людей, пытках стали страшной обыденностью.

Чеченский мир

К. В.: Да. Всё было. Причем военные зверства наблюдались с обеих сторон: солдаты мне рассказывали об офицерах, продававших противнику своих же бойцов. Плюс вмешательство тогда «главного мирового террориста» Саудовской Аравии, строившей мечети, медресе, поддерживавшей повстанческие армии по всему миру. Эта было и в Чечне. В последнюю четверть века рост религиозного радикализма наблюдается во всем мире.

В 2000 году прелюдия завершилась лицемерным и до сих пор не осмысленным до конца миром, в результате которого Чечня была практически отдана на откуп одному клану. Боюсь, что «мир в Чечне» еще обернется для России миной замедленного действия.

М. О.: Опыт подсказывает, что действительная или вымышленная «чеченская угроза» может стать опасным оружием в игре шовинистов, других негодяев как в России, так и за рубежом страны. Но надежда на здравый смысл есть всегда.

Последние 20 лет российское государство упорно дрейфует в сторону так называемых официальных скреп, к сожалению, от любви до мракобесия там часто один шаг. И если советская власть преследовала ЛГБТ-людей «по закону», то российская, как видно, предпочитает преступления против гомосексуалов не замечать. А злоумышленников не наказывать.

К. В.: Думаю, что все мы — и россияне, и чеченцы — ответственны за преступления, которые совершаются якобы от имени чеченцев против ЛГБТ-людей и их близких, а также против защитников преследуемых. Преступники не названы, не осуждены. А возможные предубеждения против геев в Чечне, действительно, могут мешать объективному расследованию.

Короткая история

М. О.: Тем не менее, герой фильма «Добро пожаловать в Чечню» Максим Лапунов называет свое имя, фильм показывает его реальное лицо, тогда как лица многих других персонажей скрыты из соображений безопасности. Люди боятся расправы, кто их осудит? Лапунов единственный, кто пожаловался в Европейский суд по правам человека на пытки в чеченской полиции и волокиту российского следствия.

И я бы не сказала, что российский интернет тему замалчивает. Например, «Новая газета» постоянно публикует смелые расследования о тревожной ситуации в Чечне. Из них следует, что преступления против гомосексуалов стали возможны, потому что недобросовестные российские правоохранители «не хотят это видеть». Российская пропаганда работает на систему, а голос большинства искажается.

Сейчас за рубежом тема терпимости тоже остра, думается, в том числе и из-за новых критериев разнообразия, которые проникают во все сферы: политику, бизнес, искусство. Но, наверное, стоит вспомнить, что и «колыбели цивилизации» избавились от криминализации гомосексуальных отношений не так давно. Например, Швейцария — в 1942 году, Англия — 1967-м, Канада и ФРГ (частично) – 1969-м.


image description
image description

К. В.: Россия отменила преследования ЛГБТ в 1917 году, а потом РСФСР ввела уголовную ответственность для мужчин в 1934-м. Что делать теперь? Лично я не знаю. Ясно, что жизни безвинных надо спасать. Но при этом получается, что так называемому цивилизованному сообществу так называемое не очень цивилизованное навязывает правила игры: «Забирайте геев в Канаду!».

М. О.: Из фильм «Добро пожаловать в Чечню» можно узнать, что активисты «Российской ЛГБТ-сети» вывезли из Чечни полторы сотни беженцев. Почти каждый третий из них скрылся в Канаде. А что с другими? Найдут себя вынужденные эмигранты в условиях нового общества или их ожидает социальная смерть?

На Цюрихском кинофестивале-2020 показали 165 фильмов из 47 стран. (© schwingen.net)
На Цюрихском кинофестивале-2020 показали 165 фильмов из 47 стран. (© schwingen.net)

К. В.: Тут уже сюжет для нового хорошего кинофильма. Например, я знаю случай, когда человеку, спасшемуся от насилия, сказали в Германии «нет». Зато его истязатель получил убежище. Но пока преследуемые не чувствуют себя в безопасности, вряд ли они захотят широкой огласки. И сегодня это одинаково и в России, и на Западе.

Заключение

М. О.: Режиссер Дэвид Франс в интервью Znak.com в июле нынешнего года сказал, что фильм «Добро пожаловать в Чечню» был показан посольствам нескольких стран в Москве, парламенту Великобритании, парламентам стран Европы, в том числе Северной Европы, в Северной Америке, Конгрессе США и в ООН. Но покажут ли «Добро пожаловать в Чечню» в российских и чеченских кинотеатрах?

К. В.: Скоро узнаем. И в заключение, спасибо участникам фильма — сотруднице Московского комьюнити-центра Ольге Барановой, координатору программы Экстренная помощь Российской ЛГБТ-сети Давиду Истееву и тем, кто по понятным причинам не назван. Низкий поклон за трудную работу. За свет спокойного мужества и непоказную любовь к людям.

А вы видели фильм «Добро пожаловать в Чечню»? Какие впечатления?

#

Текст: Керим Волковыский, Марина Охримовская

Керим Волковыский
Марина Охримовская

Дополнительно:

https://web.archive.org/web/20220126014225/https://www.znak.com/2020-07-01/na_hbo_vyshel_film_dobro_pozhalovat_v_chechnyu_o_presledovanii_lgtb_znak_com_pogovoril_s_ego_rezhiss

https://ru.wikipedia.org/wiki/Хронология_декриминализации_гомосексуальных_отношений

https:// novayagazeta.ru/articles/2019/11/26/82883-zaschitan-rossiyskiy-rekord-v-strasburge

 

Поделитесь публикацией с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие тексты на эту тематику